Слайд 1Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Образы
и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного.
Юмор в
его рассказах.
Слайд 2Александр Михайлович Гликберг -
Однажды он открыл секрет
своего псевдонима: "Нас было двое в семье с именем Александр
(В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша ). Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем".
Слайд 3Псевдоним – это…
Вымышленное творческое имя писателя, поэта, художника, музыканта и
других представителей творческих профессий
Слайд 4Саша Черный.
Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году
во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь.
Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Чёрного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотичный отец и больная истеричная мать).
Слайд 5Саша Черный.
В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии
в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени
лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку, после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К.К. Роше. Из Житомирской гимназии Чёрный был вновь исключен «без права поступления» за столкновение с директором. Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете "Волынский вестник".
Слайд 6Саша Черный.
В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в
сатирическом журнале "Зритель", имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г.
в № 23 дебютировал стихотворением "Чепуха" (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт.
Слайд 7Саша Черный.
В 1906 г. Чёрный выпустил первый сборник стихов "Разные
мотивы", в который вошли гражданские произведения. Сборник был арестован, автор
привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательств состоялось лишь в 1908 г., так как в 1906 г. Чёрный выехал за границу.
Слайд 8Саша Черный.
В 1912 - 1914 гг. Чёрный пробует себя в
разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как
детский писатель.
Слайд 9 Саша Черный.
В августе
1914 года ушёл на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен
в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 . служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918 - 1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель.
Слайд 10Саша Черный.
В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге
Франции.
5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик "Пожар!"
и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.
Слайд 11Тестовые вопросы по биографии
и творчеству С.Чёрного.
- Год рождения:
а) 1880; б) 1882; в)1793; г)1890.
- Место рождения: а) Москва;
б) Петербург; в) Одесса; г) Житомир.
- В каком году дебютировал: а) 1910; б) 1905; в) 1893; г) 1900.
- Чем не занимался Саша Черный: а) переводы; б) написание стихов; в) составление словаря; г) написание детских рассказов.
- Где активно стал проявлять себя как детский писатель: а) Прованс; б) Петербург; в) Берлин; г) Каунас.
- Настоящее имя писателя: а) Алексей Максимович Пешков; б) Александр Михайлович Гликберг; в) Игорь Васильевич Лотарев; г) Александр Степанович Гриневский.
Слайд 12Рассказ "Кавказский пленник".
Где происходит действие?
Какое время года изображено?
Как автор
изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в
жизни города?
Перечитайте описание обстановки дома, где жили девочки. Чем отличалось убранство комнат?
Слайд 13Рассказ "Кавказский пленник".
Описание интерьера в произведениях даётся для того, чтобы
передать реалии того времени, о котором идёт повествование, кроме того,
с помощью интерьера передаётся характер в жизни героя, даётся информация о самом герое. Особую роль при описании интерьера играет деталь.
Слайд 14Рассказ "Кавказский пленник".
Как выглядели девочки? Почему ?
Какое впечатление на девочек
оказал рассказ "Кавказский пленник "?
Как решили поиграть девочки?
Слайд 15Рассказ "Кавказский пленник".
Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему?
-
Как автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей?
Объясните заключительные строки рассказа?
Можно
ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
Слайд 16Найдите в тексте рассказа «Кавказский пленник» и зачитайте:
Описание обстановки
дома, где жили девочки;
Описание внешнего вида девочек;
Описание природы.
Слайд 17Юмор в рассказе.
Юмор – изображение героев в смешном виде.
Юмор
– смех веселый и доброжелательный.
Слайд 18Домашнее задание
Ответить на вопросы мини-теста «Игорь-Робинзон»
Слайд 20Мини-тест «Игорь - Робинзон»:
1. Кто главный герой рассказа?
2. Почему он
решил идти на пруд? Как это его характеризует?
3. В какую
игру он играет?
4. Какие детали на это указывают?
5. Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала?
6. Чем закончилась эта игра?
7. Как ведёт себя Игорь?
8. Что делает Игорь на острове.
Слайд 21Мини-тест «Игорь - Робинзон»
9. Когда осматривает владения, что он себе
представляет?
10. Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?
11. Когда
задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание?
12. Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые?
13. Кто спасает Игоря?
14. Всерьез ли называет автор Игоря Робинзоном?
Слайд 22
Это ваш слуга покорный,
Он зовется «Саша Черный»…
Почему? Не
знаю сам.