Слайд 1Силы Света и Тьмы в романе М. А. Булгакова «Мастер
и Маргарита»
Слайд 2Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и
мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Проблемы, поднятые в
этом произведении, не устарели, они актуальны сегодня, они будут актуальны всегда.
Слайд 3Основные персонажи романа “Мастер и Маргарита”:
Иешуа Га-Ноцри
Мастер
Понтий
Пилат
Воланд
Маргарита
Задача – воссоздать портрет каждого из них, выяснить
систему возможных прототипов, рассмотреть их эволюции во взаимодействии с другими персонажами. Все это позволяет яснее представлять их роль в романе.
Слайд 4Проблема Света и Тьмы, Добра и Зла рассматривается как стержень,
объединяющий образы героев романа в единую систему.
Слайд 5Представления о борьбе Света и Тьмы, Добра и Зла так
или иначе отражены в мифах самых различных культур
Слайд 6Ведь смысл нашего бытия и заключён в беспредельном деятельном совершенствовании,
а материальные миры, по своему назначению – поле становления и
творчества духа. Не удивительно, что борьба сил Света и Тьмы, Добра и Зла выражается в стремлении целенаправленно создавать и перестраивать мировую реальность по своим принципам
Слайд 7Центральная проблема романа «Мастер и Маргарита» — это проблема взаимодействия
Света и Тьмы, Добра и Зла. Почему в мире существует
Зло, почему оно часто торжествует над Добром? Как победить Тьму и возможно ли это вообще? Что есть Свет для человека и что есть Тьма для него? Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята торжествовавшей в его время и в его стране Тьмой.
Слайд 8В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков
отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех евангелиях и
апостольских посланиях…
Слайд 9Бродяга-философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут
отнять у него ни страх наказания, ни зрелище вопиющей несправедливости,
чьей жертвой становится он сам. Его неизменная вера существует вопреки обыденной мудрости.
В житейской практике эта идея добра, к сожалению, не защищена…
Иешуа на крестном его пути сопровождает Солнце - «привычный символ жизни, радости, подлинного света», «излучение жаркой и опаляющей реальности»
Слайд 10Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток, как
и сам
М. Булгаков, в практическом начале. Он податливо проникается
крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой…
В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность…
Слайд 11У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания.
В
романе четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая
идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал.
Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением "безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества."
Слайд 12Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они
могут прийти в мир вечного Света, в царство Божие, в
бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита.
Покой - это и возможность творчества, и несбыточная романтическая мечта художника.
Слайд 13В Понтии Пилате мы видим грозного властелина, перед которым все
трепещет. Он хмур, одинок, бремя жизни тяготит его…
Слайд 14Пилат - носитель и олицетворение “самого странного порока” – трусости.
Трусость в соединении с ложью как источник предательства, зависти, злобы
и других пороков, которые нравственный человек способен держать под контролем, - питательная среда деспотизма и неразумной власти. «Значит, изъяны великого общества, очевидно, полагал и Булгаков, зависят от степени страха, владеющего гражданами». «Человека умного, смелого и благодетельного он (страх) способен превратить в жалкую тряпицу, обессилить и обесславить. Единственное, что может его спасти - внутренняя стойкость, доверие к собственному разуму и голосу своей совести».
Слайд 15Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе.
Иешуа верит в наличие добра в мире, в предопределенность исторического
развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в незыблемости зла, неискоренимости его в человеке. Ошибаются оба.
В финале романа они продолжают на лунной дороге свой двухтысячелетний спор, навечно их
сблизивший; так зло и добро
слились воедино в человеческой
жизни.
Слайд 16…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той
силы, что
вечно
хочет зла и вечно совершает благо.
Гёте. «Фауст»
Слайд 17Булгаков не истолковывает функцию Воланда традиционно - т. е. собственно
отрицательную силу, собственно силу зла на земле. В этом и
смысл самого эпиграфа и первой части романа «Мастер и Маргарита». Это метафора человеческой противоречивости, разрешение которой должно утвердить в обществе исторический оптимум. Даже карающие действия «нечистой силы» сначала дают человеку шанс проявить свою порядочность. Для цельного человека сознание чести не даст переступить черту, за которой пошлость и тунеядство. И такого человека Воланд и его свита готовы уважать. Но те, кто не сумеет выдержать подобного испытания, получат по заслугам.
Слайд 18Воланд и его свита пытаются энергией реальных людей подключиться к
пластам их подсознания, в особенности к их скрытым побуждениям. Но
все они совершенно пассивны в тех случаях, когда люди сами могут принимать решения.
Слайд 19Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем
истинном свете. Воланд не сеет Зло и Тьму, не внушает
его, не лжет, не искушает и потому не предает. Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно.
Воланд провоцирует истину, доказывая ее от противного; с Воландом встречаются лишь «однобокие верующие». А сам Дьявол призван восстановить справедливость и равновесие добрых и злых сил. В романе нет посрамления сил безбожников, зла или его торжества. Но «добро без границ» тоже несет зло, насилие, страдания.
Слайд 20В образе Маргариты ярко отражены творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова
устойчивым эстетическим законам.
С одной стороны, в уста
Маргариты вложены самые поэтические слова о Творце, о его бессмертии, о прекрасном «вечном доме», который станет ему наградой. С другой - ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла, запускает «острые когти» в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому, выливая ведра воды в ящики его письменного стола. Трудно найти в мировой литературе другое подобное смешение стилей.
Слайд 21«В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую, верную, вечную
любовь», которые естественным образом проясняет главную мысль романа. Любовь Маргариты
и Мастера необычна, вызывающа, безрассудна - и этим как раз привлекательна. В нее верится сразу и навсегда. «За мной, читатель. и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке.
Слайд 22У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова
на все, даже на сделку с самим Сатаной…
Слайд 23…любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить только истинно
земная женщина…
Слайд 24Тьма, или Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не
в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а
в людях, в качестве массового человека данного общества.
Как же победить Зло и Тьму? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако это ещё не будет конечным торжеством добра.
Чтобы Свет окончательно победил Тьму, люди должны научиться творить чудо человечности, нужен “...акт милосердия, которое, в отличие от понятной и доступной человеку справедливости, остаётся для человека и чудом, и тайной”