Разделы презентаций


Собор Рождества Христова -Церкви г. Стародуба Брянской области- Ученица 11 класса Заблоцкая К.-Учитель Мелехова А.В

Содержание

Собор Рождества Христова Рождественский или Казацкий собор — памятник казацкого барокко в городе Стародуб Брянской области. Расположен в центре города на ул. Первомайская (бывшая Греческая), 11 — напротив современного рынка.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ученица 11 класса Стародубского казачьего кадетского корпуса Заблоцкая Кристина
Учитель Мелехова

А.В. ЦЕРКВИ г. СТАРОДУБА БРЯНСКОЙ

ОБЛАСТИ
Ученица 11 класса Стародубского казачьего кадетского корпуса Заблоцкая КристинаУчитель Мелехова А.В. ЦЕРКВИ    г. СТАРОДУБА

Слайд 2Собор Рождества Христова
Рождественский или Казацкий собор — памятник казацкого барокко в городе Стародуб Брянской области. Расположен в

центре города на ул. Первомайская (бывшая Греческая), 11 — напротив современного

рынка.
Собор Рождества Христова Рождественский или Казацкий собор — памятник казацкого барокко в городе Стародуб Брянской области. Расположен в центре города на ул. Первомайская (бывшая

Слайд 3История
Храм построен в 1677 году на месте деревянной церкви 1617 года, которая сгорела

при крупном пожаре. Здание сооружено из кирпича и позднее оштукатурено.

С начала XVIII в. он стал соборным храмом Стародуба, а при гетманщине — полковым собором.
В 1744 году здание обгорело, при восстановлении его архитектура не изменилась. В советское время храм был закрыт, и использовался как склад. В 1980-х годах богослужения были возобновлены. Рядом построена небольшая колокольня.
Летом 2013 года традиционное покрытие храма заменили на покрытие золотистого цвета, а на нем установили новые восьмиконечные кресты «под золото».

Назад

ИсторияХрам построен в 1677 году на месте деревянной церкви 1617 года, которая сгорела при крупном пожаре. Здание сооружено из кирпича

Слайд 4Украинское барокко
Украинское или казацкое барокко — распространённая на Левобережной и Приднепровской Украине в XVII-XVIII веках вариация стиля барокко, для которой свойственно

сочетание декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного

храмового зодчества и древнерусской архитектуры.
Возникновение украинского барокко связано с национально-освободительным подъёмом в среде казачества, что придаёт украинскому барокко значение подлинно национального стиля. На Левобережье и Слобожанщине при проектировании храмов традиции народного деревянного зодчества учитывались больше, чем предшествовавшие традиции православного храмоздательства.

Украинское барокко Украинское или казацкое барокко — распространённая на Левобережной и Приднепровской Украине в XVII-XVIII веках вариация стиля барокко, для которой свойственно сочетание декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с

Слайд 5Продолжение древнерусской традиции
Рождение украинского барокко принято связываться с обновлением киевских

и черниговских храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и его преемниках.

Впервые после падения Киевской Руси начали масштабно возводиться православные храмы. Обрушившиеся или обветшавшие своды храмов зачастую перекладывались, куполам придавалась характерная грушевидная или бутонообразная форма, когда на одну "луковицу" словно бы насаживалась другая. Барабан мог венчаться куполом в виде полусферы, на который насаживался еще один барабан с еще одним куполом луковичной или конической формы. При этом, в отличие от "русского стиля", диаметр "луковицы" меньше диаметра барабана. Цвет куполов либо золотой, либо зеленый. На монументальные крестовокупольные сооружения накладывался дробный барочный декор (полуколонны, ризалиты, портики) с изображением растительного орнамента и ангелов. Здания либо белились, либо штукатурились в контрастные бело-голубые цвета.
К числу обновлённых таким образом древнерусских памятников принадлежат собор Елецкого монастыря в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, соборы Выдубицкого и Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Тогда же в древнерусских монастырях Украины впервые появились колокольни. Эти ярусные сооружения строились отдельно от храмов и венчались массивным грушеобразным куполом. Многие обители были обнесены каменной оградой декоративного назначения.
На древние образцы ориентировались и строители соборов в относительно новых монастырях. В соответствии с православным каноном это были храмы крестовокупольные, трехапсидные, пятиглавые, четырех- или шестистолпные. Вместе с тем декорированы они были на «польский» (барочный) манер, фасады иногда фланкировали башнями. К памятникам этой группы принадлежат «мазепинские» соборы — Троицкий в Чернигове (1679-95), Николаевский военный собор (1690-96), Богоявленский собор в Братском монастыре (1690-93).
Среди архитекторов украинского барокко выделяют Ивана Зарудного, Степана Ковнира и Ивана Григорович-Барского

Продолжение древнерусской традиции Рождение украинского барокко принято связываться с обновлением киевских и черниговских храмов домонгольского времени при

Слайд 6Народное деревянное зодчество
Храмы приходские, которые строились «всем миром», а не

по государственно-монастырскому заказу, в большей степени ориентировались на образцы казацкого

деревянного зодчества. Именно оттуда был позаимствован типичный для украинского барокко план церкви в виде креста с ячейками по углам, равно как и динамичная композиция центрального объема. Строители каменных храмов брали за образец сельские трёх- и пятисрубные деревянные церкви, причём форма срубов, как правило, была восьмигранной.
В трёхсрубных храмах восьмерики обычно выстроены в ряд по продольной оси восток-запад (пример — Николаевская церковь в Глухове, 1693). В пятисрубных храмах восьмерики расположены крестообразно, при этом на углах имеются камеры, подчас весьма развитые, достигающие в высоту двух третей от основного объема храма (Екатерининская церковь в Чернигове, Успенский собор в Новгороде-Северском). Очень редко встречаются храмы не о трёх и не о пяти, а о семи (Крестовоздвиженский собор в Полтаве, 1699—1709; Спасская церковь в Стародубе) и даже о девяти верхах (девятибанный Троицкий собор в Новомосковске, 1775-80; Войсковой Воскресенский собор в Старочеркасск
Каждый сруб венчает купол на гранёном барабане. Для храмов украинского барокко характерна особая грушевидная форма глав, завершенных маленькими главками. Излюбленный прием украинских зодчих — «заломы», то есть завершение храма в виде нескольких поставленных друг на друга ярусов, каждый из которых прорезает свод предыдущего. Переход от широкого восьмерика к меньшему решался с помощью оригинальной конструкции свода в виде срезанного пирамидального шатра с кровлей плавных очертаний.

Народное деревянное зодчество Храмы приходские, которые строились «всем миром», а не по государственно-монастырскому заказу, в большей степени

Слайд 7Гетманское ктиторство
Наиболее продуктивный период в истории украинского барокко связан с гетманствами Самойловича, Мазепы и Апостола.

Его нижнюю границу обозначает возведение Николаевского собора в Нежине (1668-70), верхнюю — строительство Апостолом Спасской

церкви в Больших Сорочинцах (1733). Все три гетмана поощряли создание храмов не только на словах, но и финансами. Наибольшее количество храмов было возведено благодаря Ивану Мазепе, что позволяет украинским искусствоведам говорить не столько об украинском барокко, сколько о барокко «мазепинском»
Мгарский монастырь возле Лубен
Вознесенский собор в Переяславе
Богоявленский собор в Братском монастыре
Николаевский военный собор
церковь Всех Святых на Экономических вратах Печерского монастыря
Троицкая и Николаевская церкви в Батурине
Петропавловская церковь Густынского монастыря под Прилуками
Успенский собор в Глухове
Покровская церковь в Дегтярях.
Мазепинским постройкам свойственны монументальная пышность и вольное расположение частей и деталей сооружений, декоративность орнамента и игра светотени, призванные подчеркнуть преимущества огромной площади каменных церквей.

Гетманское ктиторство Наиболее продуктивный период в истории украинского барокко связан с гетманствами Самойловича, Мазепы и Апостола. Его нижнюю границу обозначает возведение Николаевского

Слайд 8Храмы Слобожанщины
Большим своеобразием отличаются храмы Слободской Украины. Пятибашенный Спасо-Преображенский собор в Изюме (1684)

принадлежит к типу казацкого полкового собора, в то же время

его своды напоминают рубленые. Особенность Покровской церкви в Харькове (1689) — тесно поставленное в ряд трехглавие в местной традиции трехмастной многозаломной церкви. Та же декоративная схема применена при возведении Николаевской церкви Святогорского монастыря (ок. 1684). Принято считать, что все три памятника строились одной артелью мастеров, несомненно, под сильным влиянием местного деревянного зодчества и, возможно, под руководством Ивана Зарудного.
Памятники слобожанской архитектуры XVII-XVIII вв. сосредоточены на востоке Украины и в западных областях Российской Федерации:
Казацкий собор в Стародубе (1678, перестроен 1744),
Николаевская церковь в Глухове (1693),
Воскресенская церковь в Сумах (1702),
Троицкий собор в Белгороде (1707, снесен в советское время);
Свято-Покровский кафедральный собор в Ахтырке (1768);
Троицкая церковь Ахтырского монастыря;
Покровская церковь в Вильшанах под Харьковом (1769);
Воскресенская церковь Хорошевского монастыря (1759),
Трехглавый собор в Севске (1718),
Свенский монастырь и Белобережская пустынь на Брянщине.

Храмы Слобожанщины Большим своеобразием отличаются храмы Слободской Украины. Пятибашенный Спасо-Преображенский собор в Изюме (1684) принадлежит к типу казацкого полкового собора,

Слайд 9Живопись
К лучшим образцам живописи в этой стилевой манере принадлежат фрески

в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. В период украинского барокко наблюдалось стремительное

развитие гравюрного искусства. Использовалась сложная система символизма, аллегории, геральдические знаки и пышные украшения.
Живопись К лучшим образцам живописи в этой стилевой манере принадлежат фрески в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. В период

Слайд 10Взаимовлияние
Правобережная Украина, оставшаяся после восстания Хмельницкого в пределах Речи Посполитой, продолжала развиваться в

русле польской архитектурной традиции, где вкусы диктовали заказчики — богатые магнаты

и католическая церковь. Соответственно влияние народного деревянного зодчества на каменное зодчество здесь, если и проявляется, то весьма опосредованно. То же самое справедливо в применении к Белоруссии, где в XVIII веке на смену суровым, лишённым декора плоскостям «сарматского стиля» пришло виленское барокко, отличающееся в сравнении с украинским более прихотливым, вертикально устремлённым силуэтом, замысловатостью декорировки.
Украинское барокко оказало значительное влияние на становление барокко московского, многие мастера которого были выходцами с Левобережья. Архитектурным заимствованиям с Украины покровительствовали церковные иерархи, получившие образование в Киево-Могилянской академии. В конце XVII века в Русском государстве вслед за Украиной получают распространение храмы в форме восьмериков (см. восьмерик на четверике), иногда состоящие из трёх выстроенных в ряд объёмов (церковь царевича Иоасафа в Измайлово).
Купола Нового собора в Донском монастыре по украинской традиции ориентированы строго по сторонам света. Казанская церковь в Узком, подобно украинским храмам, — четырёхлепестковая пятибашенная. Сибирские епископские кафедры занимали выходцы с Украины, чем объясняется, по-видимому, то, что мастера «сибирского барокко» ориентировались на украинские образцы в не меньшей степени, чем на московские.
В то же время влияние украинского зодчества на русское не было однонаправленным. Декоративная система русского узорочья преломилась в таких украинских памятниках, как Молчанский монастырь под Путивлем. Возведением Военно-Никольского собора в Киеве руководил московский зодчий О. Д. Старцев, а один из самых характерных храмов украинского барокко, Всех святскую церковь Печерского монастыря, строил московский «каменных зданий художник» Д. В. Аксамитов. В середине XVIII века на Украине активно работали представители елизаветинского барокко — московские архитекторы Иван Фёдорович Мичурин (возведение Андреевской церкви по чертежам Растрелли) и Дмитрий Васильевич Ухтомский (Покровский собор в Ахтырке).

Взаимовлияние Правобережная Украина, оставшаяся после восстания Хмельницкого в пределах Речи Посполитой, продолжала развиваться в русле польской архитектурной традиции, где вкусы

Слайд 11Наследие
На протяжении XVIII века украинское барокко видоизменялось под влиянием западноевропейских

и российских архитекторов, работавших на Украине. В Киеве середины века

строили мастера иностранного происхождения, такие, как Готфрид Иоганн Шедель (Большая Лаврская колокольня) и Бартоломео Растрелли (Мариинский дворец). Традиции национального зодчества продолжали Степан Демьянович Ковнир(собор в Василькове) и Иван Григорович-Барский (реконструкция Кирилловской церкви).
Последний из гетманов, К. Г. Разумовский, предпочитал местным строительным кадрам архитекторов, выписанных из Санкт-Петербурга. В его поместьях строили такие далёкие от украинской традиции мастера, как Антонио Ринальди и А. В. Квасов. Последний не только увлёкся местным зодчеством, но и смог вписать в него новую страницу, возведя девятикамерный с пятью верхами собор в городе Козельце на Черниговщине.
В правление Екатерины II господствующим направлением в архитектуре становится классицизм. Тем не менее ретроспективное направление оставалось востребованным, и на протяжении всего XIX века в храмовой архитектуре Киева и Левобережья были слышны отголоски казацкого барокко (грушевидная форма куполов). В конце XIX-начале XX века возводились отдельные храмы, сознательно стилизованные под постройки XVII—XVIII вв. (Покровская церковь в Плешивце).
После обретения Украиной независимости (1991) были скрупулёзно восстановлены не только уничтоженные в советское время шедевры украинского барокко (Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве), но и развернулось строительство новых церквей в духе осовремененного барокко (Троицкий собор в Киеве).
Лучшие черты украинского барокко развил Иван Григорович-Барский (1713-1785). Первой работой зодчего стало сооружение городского водопровода в Киеве. Его центральным сооружением был павильон фонтан«Фелициан» на площади перед зданием магистрата (ныне «Самсон» на Контрактовой площади). По проектам Григоровича-Барского в Киеве построен Надвратная церковь с колокольней в Кирилловском монастыре, Покровскую церковь, церковь Николая Набережного на Подоле, бурсу Киево-Могилянской академии, колокольню Успенского собора. В творчестве мастера прослеживаются первые ростки классицизма.

Наследие На протяжении XVIII века украинское барокко видоизменялось под влиянием западноевропейских и российских архитекторов, работавших на Украине.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика