Слайд 1
Советы по написанию
сочинения
Сочинение на лингвистическую тему
Коякова Т. А
Слайд 2Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua
— язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения
будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Слайд 3Как сформулировано задание
Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на
то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения
старайтесь их выполнить
Слайд 4 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)
примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора).
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Формулировка задания
Слайд 5Композиция
сочинения-рассуждения
1. Вступление. Тезис
Формулировка тезиса (главной
мысли, которую необходимо аргументировать).
2. Основная часть. Доказательства
Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами.
3. Заключение. Вывод
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Слайд 6Пошаговая инструкция к написанию сочинения
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.
Осмыслите его.
Слайд 7Пошаговая инструкция к написанию сочинения
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
попробуйте
найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут,
о чём писать в сочинении.
Слайд 8Пошаговая инструкция к написанию сочинения
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию
автора высказывания;
выразить своё отношение к ней.
Слайд 9Сформулировать позицию автора
вам помогут слова и выражения:
автор анализирует
· характеризует
· рассуждает
· отмечает
·
доказывает
· сравнивает
· сопоставляет
· противопоставляет
· называет
· описывает
· разбирает
· подчёркивает
· ссылается на...
·
останавливается на ...
· раскрывает содержание
· отмечает важность
· формулирует
· касается
· утверждает
· считает, что ...
· и т.д.
Слайд 10Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
действительно
· на
самом деле
· не могу не согласиться с автором высказывания
· я
полностью согласен с ...
· вынужден согласиться с ...
· я разделяю точку зрения автора высказывания
· я поддерживаю мнение автора
· бесспорно мнение автора о том, что ...
Слайд 11Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и
в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Слайд 12Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно обойтись и без
цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают
тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Слайд 13Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам
в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя
... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Слайд 14Шаг 4. Пишем основную часть
общие требования к аргументам таковы:
· примеров должно быть
2;
· примеры должны быть из указанного текста;
· приводя пример, нужно не
только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Слайд 15Шаг 4. Пишем основную часть
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия.
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и
различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Слайд 16Шаг 4. Пишем основную часть
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными
возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один
из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Слайд 17Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило,
в заключении говорится о том же, о чём во вступлении,
но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Слайд 18Шаг 5. Пишем заключение
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о
том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных
мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Слайд 19Итоги
ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем
своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б)
аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки.
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
Слайд 20Образец сочинения-рассуждения
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который
посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни
и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. (204 слов)