Слайд 1Тема урока
«Современная поэзия. Творчество В.Н.Полозковой»
Слайд 2Вера Николаевна Полозкова
(5 марта 1986г)
Слайд 3Детство
Вера Николаевна родилась 5 марта 1986 года в Москве. Поздний
ребенок, она выросла без отца и в довольно стесненных условиях.
Мать, по образованию инженер ЭВМ, родила её в 40, не имея мужа и денег, только переехав в коммунальную квартиру в Москве.Сама Вера считает это «гражданским подвигом».
Слайд 4Первое стихотворение
О написании своего первого стихотворения Полозкова рассказывает целую историю:
пятилетним ребенком она сочинила стишок про Иисуса Христа, записанный её
матерью. Слово «воскрес» казалось тогда ребенку третьим именем, поэтому герой стихотворения – человек «Воскрес», который был владельцем мира.
Слайд 5Первая книга
Первой опубликованной книгой стал подарок на пятнадцатилетие Веры: собрание
её текстов, изданное тиражом в 350 экземпляров. В этом же
возрасте она окончила школу экстерном и поступила на журфак МГУ, который правда оставила за несколько месяцев до диплома.
Слайд 7Публикации
Писала для газеты «Книжное обозрение», журналов «Cosmopolitan» (вела рубрику «Непростая
история») и «Афиша». В 2003—2004 годах была сотрудником FBI-Press, писала
для журналов «Искра-Spark» и «Шик-Magazine». До апреля 2008 года работала в московском музее актуального искусства ART4.RU.
Слайд 8Театр
Амплуа поэтессы не единственное, в котором Вера Полозкова успела себя
попробовать, её также можно считать талантливой актрисой. Свои театральные способности
она применяет и на выступлениях при прочтении своих произведений. Первое из них состоялось в мае 2007 года в Москве в культурном центре «Дом Булгакова», и с тех пор Вера успела исколесить многие города с презентациями и концертами.
Слайд 9Знакомство с А.Житинским
В 2008 году писателем Александром Житинским, познакомившимся с
Полозковой через её блог, был издан первый «недетский» сборник стихов
поэтессы «Непоэмание».
Слайд 10Театральный эксперимент
(Георг Жено «Общество анонимных художников»)
В этом же году Полозкова
начинает принимать участие в творческом театральном эксперименте – спектакле Георга
Жено «Общество анонимных художников», в котором каждый зритель может попытаться изучить свое «я» и раскрыть таланты.
Слайд 11Музыкальный эксперимент «Знак неравенства»
Слайд 12Музыкальный эксперимент «Знак неравенства»
Другим формальным экспериментом Полозковой стала программа «Знак
неравенства» — смешение декламации стихов и рок-музыки. Идея родилась после
создания аудиоверсий произведений поэтессы, для чего было решено записать отдельный альбом. Эмоциональная сила воздействия текстов в сочетании с музыкой, на котором основан весь русский рок, использована и в этом случае: музыка наложена на существующие стихи, составленные в определенном порядке.
Слайд 13Премия «Неформат»
(февраль 2009г)
Слайд 14Премия «Неформат»
(февраль 2009г)
В феврале 2009 года Вера стала лауреатом премии
«Неформат» в номинации «Поэзия». Полозкова-поэт любима читателями, но получает противоречивые
оценки в профессиональном литературном сообществе, которое не торопится её признавать. Так что доставшаяся ей премия вполне заслуженна: Верочка – самый настоящий неформат, только не для массовой аудитории, а для узкой группы экспертов.
Слайд 15Особенности поэзии Полозковой
Именно «писать что-то настоящее» получается у Веры лучше
всего: отличительными признаками её поэзии являются искренность и эмоциональность, она
сама считает хорошей литературой ту, от которой «крупные мурашки вдоль загривка и по лопаткам», за это можно простить даже какие-то формальные претензии к тексту. В черновиках её стихотворений немного исправлений, весь процесс написания происходит мысленно.
Слайд 16Любимые поэты
В число любимых поэтов Полозковой, оказавших на нее влияние,
входят Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Иосиф Бродский, Линор Горалик, Дмитрий
Быков, Дмитрий Воденников, Вера Павлова.
Слайд 17Тематика стихотворений
Вера Полозкова – многоплановый поэт. В ее творчестве присутствуют
классические темы: философские размышления, самопознание, любовная тематика. Среди личных наработок
автора можно назвать «хулиганские» стихи эдакие современные частушки со скабрезной лексикой), стихи-афоризмы , стихи, граничащие с прозой.
Слайд 18Стилистика стихотворений
читает стихи под музыку, часто такое исполнение напоминает чтение
рэпа.
Полозкова-поэт интересна еще и тем, что она наша современница: ее
можно прочесть в Живом Журнале, ей можно написать, ее можно послушать и увидеть.
Слайд 20Да, дерзость солнца бьет из наших глаз.
Мы избраны. В нас закипают соки.
Мы молоды,
сильны и ... одиноки.
Увы, все горы свернуты до нас.
Мы реактивны. Мы идем на взлет.
Мы верим, что в бою несокрушимы.
Но неприступны горные вершины,
И на Олимпе нас никто не ждет.
Там стража грозно смотрит свысока.
Там блещет все. Там все решают деньги.
Покрыты красным бархатом ступеньки,
И поступь небожителей легка.
А в нас кипит честолюбивый яд.
И мучает, и не дает покоя,
И снится нам сиянье золотое,
Овации в ушах у нас гремят,
И, поправляя свой алмазный нимб,
Богини улыбаются лукаво...
Когда-нибудь и нас настигнет слава.
Когда-нибудь мы покорим Олимп.
Ночь с 9 на 10 июня 2003 года.
Слайд 21Первое впечатление от прочитанного
(оптимистичное, дерзкое, максималистское, самоуверенное…)
Слайд 22О чем или о ком это стихотворение?
(О современном молодом поколении,
о наших ровесниках)
Слайд 23От чьего лица написано стихотворение? Кто выступает в роли лирического
героя?
Стихотворение написано от лица молодого человека, представителя современного поколения. Он
говорит от лица своих ровесников, употребляет местоимение «мы»
Слайд 24Какое оно, современное поколение?
Молоды, сильны, реактивны и одиноки. В их
глазах – «дерзость солнца», они избраны. Они самоуверенны, их цель
– завоевать современный Олимп, который их не ждет.
Слайд 25Каким предстает современный окружающий мир?
Это недосягаемый Олимп, где правят деньги,
красный бархат и овации
Слайд 26Что противопоставляет миру молодое поколение?
Молодость, силу, реактивность, самоуверенность, честолюбивый яд,
солнцеподобность и избранность
Слайд 27Какие художественные средства формируют ткань стихотворения?
Символические образы: обезличенное «мы», Олимп,
состоящий из отдельных символов: деньги красные бархатные дорожки, овации, алмазные
нимбы богинь и прочих небожителей;
Метафоры: жизнь – это взлет на Олимп. Огонь жизни – дерзость солнца.
Яркие эпитеты: избраны, несокрушимы, неприступны, алмазный, золотой, красный
Ритм стихотворения: бодрый, маршевый, напористый
Слайд 28Какое качество, на ваш взгляд, не дает молодому поколению взлететь
на Олимп?
Они одиноки. Восхождение на жизненный Олимп, как восхождение альпинистов
на гору,- успешнее в общей связке, когда есть кому тебя страховать
Слайд 29Так что же поможет молодому поколению «взойти на Олимп»?
Целеустремленность, вера
в себя, сплоченность, умение «играть по правилам»…
Слайд 30Подведение итогов
С каким поэтом познакомились?
Что особенно запомнилось из биографии
автора?
Какое первое впечатление от стихотворений Полозковой у вас сложилось?
Что понравилось или не понравилось?
Слайд 31Домашнее задание
познакомиться со стихотворениями В.Полозковой, послушать ее записи, посмотреть видео
(по возможности), выбрать 1-2 стихотворения, которые хотели бы обсудить в
классе.
Отдельное задание: познакомиться с критическими высказываниями о творчестве Полозковой (Д.Быкова, А.Квашина, А.Саломатина, И.Панина, блогера Atom http://fermalion.blogspot.ru/2011/03/blog-post_20.html). Что отмечает каждый из критиков в творчестве В.Полозковой? С кем из них вы согласны, с кем - нет?