Слайд 1Свита Воланда
по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Выполнили ученицы 11 класса
МБОУ
СОШ №9 г. Амурска
Кобылкина Наталья, Болдырева Ксения
Учитель Плохотнюк И.В.
2015 год
Слайд 2Воланд
Воланд - персонаж романа ″Мастер и Маргарита″ возглавляющий мир потусторонних
сил.
Воланд – это дьявол, сатана, ″князь тьмы,″ ″дух зла
и повелитель теней″.
О.В. Басилашвили
Слайд 3Портрет Воланда
Воланд - «по виду – лет сорока с лишним»,
«правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «рот какой-то кривой». Булгаков
пишет, что сатана «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…».
Портрет Воланда показан перед началом Великого бала «Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар».
Слайд 4
Истинное лицо Воланда М.А. Булгаков скрывает лишь в самом начале
романа, дабы читателя заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами
Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие точно прибыл дьявол. Образ Воланда - величественного и царственного, ставится в противовес традиционному взгляду на дьявола, как на «обезьяну Бога».
Слайд 5Цели прихода на землю
Воланд разным персонажам, с ним контактирующим, даёт
разное объяснение целей своего пребывания в Москве. Берлиозу и Бездомному
он говорит, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Геберта Аврилакского. Сотрудникам Театра Варьете Воланд объясняет свой визит намерением выступить с сеансом чёрной магии. Буфетчику Сокову уже после скандального сеанса сатана говорит, что просто хотел "повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре". Маргарите Коровьев-Фагот перед началом Великого бала у сатаны сообщает, что цель визита Воланда и его свиты в Москву - проведение этого бала, чья хозяйка должна носить имя Маргарита и быть королевской крови. Воланд многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски. При этом всевидение сатаны у Воланда вполне сохраняется( он и его люди прекрасно осведомлены как о прошлой, так и о будущей жизни тех, с кем соприкасаются, знают и текст романа Мастера, буквально совпадающего с "евангелием Воланда", тем самым, что было рассказано незадачливым литераторам на Патриарших.
Слайд 6Коровьев - Фагот
Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов,
черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем
регентом церковного хора.
А. Абдулов
Слайд 7Портрет Коровьева - Фагота
«…прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке
жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в сажень, но
в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»; «…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные».
Слайд 8Фамилия героя найдена в повести Ф.М.Достоевского
"Село Степанчиково и его обитатели",
где есть
персонаж по фамилии Коровкин, весьма похожий на
нашего Коровьева. Второе
его имя происходит от
названия музыкального инструмента фагот,
изобретенного итальянским монахом.
У Коровьева - Фагота есть некоторое сходство с
фаготом – длинной тонкой трубкой, сложенной втрое.
Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом
подобострастии, кажется, готов сложиться перед
собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему
напакостить).
Слайд 9Назначение в романе
Коровьев-Фагот - это возникший из знойного московского воздуха
чёрт (небывалая для мая жара в момент его появления -
один из традиционных признаков приближения нечистой силы). Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле - мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.
Слайд 10Азазелло
Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут
отрицательного героя ветхозаветной книги Еноха, падшего ангела, который научил людей
изготовлять оружие и украшения.
А. Филиппенко
Слайд 11Образ Азазелло
Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к
обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло
Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду: "Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. «Совершенно разбойничья рожа!» - подумала Маргарита».
Слайд 12Назначение в романе
Но главная функция Азазелло в романе связана с
насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет
из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля. Азазелло также изобрёл крем, который он дарит Маргарите. Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает её новой, ведьминой красотой.
Слайд 13Кот Бегемот
Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный
и запоминающийся из свиты Воланда.
Слайд 14Происхождение
Сведения о Бегемоте автор "Мастера и Маргариты" почерпнул из книги
М.А. Орлова "История сношений человека с дьяволом" (1904г.), выписки из
которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени.
Слайд 15Портрет Бегемота
У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так
как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой
силой. Вот каким мы видим его впервые:
«…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой».
Слайд 16Назначение в романе
Наверное здесь все ясно без дополнительных отступлений. Перестрелка
Бегемота с сыщиками в квартире № 50, шахматный поединок его
с Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло - все это чисто юмористические сценки, очень смешные и даже в какой-то мере снимающие остроту тех житейских, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем.
Слайд 17Гелла
Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром:
«Служанку мою Геллу
рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не
сумела бы оказать».
Т. Школьник
Слайд 18Происхождение
Имя "Гелла" Булгаков почерпнул из статьи "Чародейство" Энциклопедического словаря Брокгауза
и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли
безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.
Слайд 19Образ Геллы
Красавица Гелла - зеленоглазая, рыжеволосая девица, предпочитающая не обременять
себя излишком одежды и облачающаяся лишь в кружевной передничек, свободно
перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство с ведьмой. Характерные черты поведения вампиров - щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А.К. Толстого "Упырь". Там девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного - отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы.
Слайд 20Вывод
Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно
набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала
к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа как бы тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей. Воланд разрушает рутину и несет наказание пошлякам и приспособленцам. И если ещё его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии.
Слайд 21В эпилоге романа на крыльях тучи сатана и его свита
покидают Москву, унося с собой в свой вечный мир, в
последний приют Мастера и Маргариту. Но те, кто лишили Мастера нормальной жизни в Москве, затравили и вынудили искать пристанища у дьявола – они остались.