Слайд 2НАПРАВЛЕНИЕ: Литературоведение.
ТЕМА:
«Литературный герой – образ-персонаж»
Слайд 3
Руководитель проекта:
Кабиденова А.К.,
учитель русского языка
и литературы
г.Аксу
2013 год
Слайд 5ЦЕЛЬ:
Ознакомиться с понятием «литературный персонаж» или «образ- персонаж» и научиться
наблюдать за тем ,как автор создает свои образы-персонажи.
Слайд 6ЗАДАЧИ:
Ознакомиться с понятием «литературный персонаж» или «образ- персонаж».
Привести конкретные образы
«литературного персонажа» и «образа – персонажа».
Слайд 7ГИПОТЕЗА:
Почему так важно рассматривать образы-персонажи на практике и уметь их
различать?
Слайд 8Этапы и процедура исследования:
сбор,изучение и обобщение литературы по теме;
знакомство с
архивными документами, поисковая работа в интернете;
написание научного проекта, его защита.
Слайд 9Методы:
научно-исследовательский
частично-поисковый
аналитический
Слайд 10Новизна исследования:
Предпринята попытка систематизации литературы по данной теме ,ее изучение
с прогрессивных позиций.
Слайд 11В своей работе мы произвели анализ художественного произведения эпического жанра
«Царевна- лягушка» :
1)Полная характеристика всех героев произведения ;
2)Поиск главного образа
- персонажа;
3)Наше восприятие героев в этом произведении.
Слайд 12Теория.
Персонаж- это литературный образ.
«Литературный персонаж»или « образ – персонаж»- любой
человек , который изображается и описывается в литературном произведении.
Образ –
персонаж – герой , участвующий в развитии событий и становящийся объектом внимания автора и читателей.
Слайд 13Образы- персонажи
Жизнеподобные
Условные
Нежизнеподобные
(Фантастические)
Вымышленные
Исторически достоверные
Слайд 14Русские народные сказки.
Сказка – один из основных видов эпоса в
фольклоре. В действительность излагаемых в сказке событий не верят ни
рассказчики , ни слушатели. Вымысел – это один из основных признаков сказки.
Слайд 15Виды
В XIX веке ученый и собиратель сказок А.Н.Афанасьев разделил
сказки на три крупных разряда :
Сказки
Волшебные
Бытовые
Кумулятивные
Слайд 16Волшебная сказка.
Первобытные люди сказок не имели .У них были только
мифы. Отдельные мотивы , эпизоды сказки могут отражать какие –
то очень древние представления , которые существовали раньше , чем родилась сказка.
Слайд 17Тема – В сказке говорится о трех сыновьях царя,
которые не по своей воле , а по воле отца
должны были жениться на той , на чей двор попадет их стрела.
Основная мысль- не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.
Слайд 18 Завязка , зачин – в некотором царстве , в
некотором государстве жил – был царь , и было у
него три сына. Младшего звали Иван – царевич.
Нарушение запрета – Иван – царевич спалил лягушачью шкуру Василисы Премудрой и она обернулась белым лебедем и улетела.
Слайд 19Появление героя – Иван – царевич отправился спасать Василису.
Встреча с
дарителем – Иван встретил старика который даровал ему клубок.
Наказание героя
– Кощей разгневался на василису от того что она уродилась хитрей – мудрей его и приказал ей три года квакушею быть.
Слайд 20Трудная задача и ее выполнение – к примеру спечь каравай
, соткать ковер за одну ночь.
Волшебный предмет – клубок.
Бой с
противником – в нашем случае бой с Кощеем Бессмертным .
Слайд 21Герои волшебной сказки.
В сказке «Царевна – лягушка» действуют такие виды
героев :
Активный «Высокий»- Иван- царевич , сильный , смелый ,
решительный , идеализированный герой.
«Чудесная невеста» - не только красавица , но и волшебница , приносящая в дар своему возлюбленному свои магические умения.
Слайд 23Враги главного героя волшебной сказки.
Чудовищные противники «иного царства» - персонажи
героических сюжетов – Кощей , Баба Яга , змей Горыныч.
Все они агрессивны , несут людям гибель и разрушения.
Противники «своего царства» - это братья Ивана.
Слайд 25Образы -персонажи в сказке.
Образ- персонаж
Одушевленные животные.
Щука
Медведь
Селезень
Заяц
Фантастические человекоподобные существа.
Кощей Бессмертный
Баба
Яга
Слайд 26Литературный персонаж
Иван-царевич
Василиса Премудрая
Слайд 27 В этой сказке автор – народ. Народ смотря на
их внутреннюю красоту создает их внешний образ. Например,
Василиса
Премудрая – душою красива, умна , заботлива , и внешний вид соответствует ее внутренней красоте.
Кощей Бессмертный – полная противоположность Василисе. Одет в мрачную одежду , полон злости и ненависти , его внешность вызывает некий страх.
Слайд 28Как природа влияет на внутреннее настроение героев?
Сказка начинается
со сцены , когда Василиса Премудрая ходит по лугу ,
собирая луговые цветы. День спокойный , солнечный – это отражается на ее настроении . Ей хорошо и спокойно. Но резко начинается буря и вихрь уносит ее к Кощею. Она стала растерянной и испуганной.
Слайд 29 Когда Василиса превратилась в лебедя , Иван – царевич
помчался за ней на лошади. Он попал в жуткую метель.
А когда Иван нашел Василису, то погода резко изменилась, Начало светить солнце и петь птицы.
Слайд 30Вывод.
Мы считаем , что русский народ умел правильно создавать
образы- персонажи и литературных героев .Они сначала обращали внимание на
внутренний мир персонажа , а затем только создавали внешний вид. Все это они берут из характера , поступков , из разговора.