Слайд 1Шукшин Василий Макарович
(1929 – 1974)
Слайд 3 Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в
селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье.
По воспоминаниям очевидцев, Шукшин был очень замкнутым ребенком. В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Они часто насмехались над товарищем. От насмешек Шукшин поступал убегал в протоки Катуни и скрывался на ее островах.
Слайд 4 В 1944 году Шукшин окончил семь классов Сросткинской
школы и поступил учиться в автотехникум в городе Бийске. Но
закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу. Первым местом работы Шукшина стал трест "Союзпроммеханизация".
В апреле 1949 года последовала новая смена рабочего места - на этот раз его отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыне. Там его застала повестка из военкомата о призыве на военную службу.
Слайд 5 Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в
1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную
в Севастополе.
Слайд 6 Вернувшись в родные Сростки, Шукшин сдал экстерном экзамены
и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве
учителя 5-7-х классов. Он преподавал русский язык и литературу, и одновременно был директором. Однако проучительствовал недолго, т. к. решил отправиться в Москву, поступать во ВГИК. Сначала В.М.Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году.
Слайд 7 В 1956 году состоялся дебют Шукшина в
кино: в фильме Герасимова "Тихий Дон" он сыграл в крошечном
эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этой роли и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера.
Летом следующего года Василий оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «Два Федора», который вышел на экраны страны в 1959 году.
Слайд 9 Параллельно с успехами в кино довольно успешно
складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса, по совету
Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылать свои произведения.
Слайд 10 Между тем актерская карьера Шукшина в те
годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. После фильма "Два Федора"
приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими", "Аленка", "Мишка, Серега и я" (все-1962), "Мы, двое мужчин" (1963) и др.
Слайд 13 В начале 60-х одно за другим стали выходить
в свет и литературные произведения Шукшина - рассказы "Правда", "Светлые
души", "Степкина любовь". В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник В. Шукшина под названием "Сельские жители". В том же году в журнале "Новый мир" были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин". На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень". Съемки картины начались летом того же года на Алтае.
Слайд 14 Далее творческая энергия Шукшина трансформируется в целый
ряд новых литературных и кинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга
его рассказов под названием "Там вдали...", во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм - "Ваш сын и брат", который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. в течение всего 1965 года Василий внимательно изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам Волги. В марте следующего года он подал заявку на литературный сценарий "Конец Разина", и эта заявка первоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 года. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его звали к себе на съемочную площадку многие известные режиссеры. Однако все оказалось напрасным - высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма заморозило.
Слайд 15 В 1969 году идет работа над фильмом "Странные
люди". В его основу легли три шукшинских рассказа: "Чудик", "Миль
пардон, мадам!" и "Думы".
Путь этого фильма к экрану оказался довольно сложным. Шукшин сдавал его восемь месяцев. В процессе съемок и сдачи его он успел сняться в нескольких картинах: у Герасимова в фильме "У озера", у Шатрова в "Мужском разговоре", у Озерова в "Освобождении" и советско-венгерском фильме "Держись за облака", слетав в ноябре 1969 года на съемки в Будапешт. А в начале следующего года фильм "Странные люди" был принят и вскоре выпущен на экран. В ноябре Шукшина пригласили на премьеру "Странных людей" в Париж.
Слайд 17 Его не оставляла надежда добиться
постановки фильма о Степане Разине. В феврале 1971 года он
пишет очередную заявку на имя директора киностудии имени Горького Г. Бритикова с просьбой разрешить ему снять эту картину. Но ему опять ответили, что сейчас нужнее фильм о современности, и в итоге уже второй раз Шукшин был вынужден снимать вместо "Разина" совсем другую картину. Этим фильмом стали "Печки-лавочки". В своей заявке Шукшин так излагает содержание сценария этого фильма: "Это опять тема деревни, с "вызовом", так сказать, в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист, собрался поехать отдохнуть к Черному морю. История этой поездки и есть сюжет фильма. Историю эту надо приспособить к разговору об:
1. Истинной ценности человеческой.
2. О внутренней интеллигентности, о благородстве.
3. О достоинстве гражданском и человеческом...«
На роль Ивана Расторгуева Шукшин с самого начала наметил своего любимого актера-Леонида Куравлева. Однако тот внезапно отказался от этого предложения и предложил Шукшину... взять эту роль себе. Шукшин так и сделал. И не ошибся.
Н. Зоркая позднее писала: "Вот тут-то и обнаружилось, какого артиста имеет советский кинематограф в Василии Шукшине! “
Слайд 20 Тем временем, пока в ЦК разбирались, Шукшин
приступил к съемкам очередной своей картины - "Калина красная". Работа
над ней началась весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском. Как и в "Печках-лавочках", Шукшин в этой картине выступил в трех качествах: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. На встрече со зрителями в Белозерске той же весной Шукшин так объяснял замысел фильма: "Эта картина будет поближе к драме. Она - об уголовнике. Уголовник... Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обстоятельств житейских... Ему уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком... И вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего героя - когда он в последний раз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, целая жизнь".
Слайд 21 Фильм "Калина красная" вышел на экраны страны в
1974 году и буквально потряс зрителей. Без преувеличения можно было
сказать, что ничего подобного в отечественном кинематографе еще не было.
Рассказывает Сергей Бондарчук: "Помню один из первых просмотров фильма. Это было в Госплане СССР. Так случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. Все были очень напряжены, особенно Шукшин. Просмотр все-таки состоялся. Когда фильм окончился, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне: "Ты видишь, им понравилось!" Он ликовал".
Слайд 23 Последний год жизни Шукшина В Большом драматическом
театре Товстоногов решается ставить спектакль по пьесе Шукшина "Энергичные люди".
(Это было первое сотрудничество Шукшина с театром
И, наконец, он ни на день не забывал о своей давней мечте - поставить фильм о Степане Разине. Несмотря на то, что съемки его все время отодвигались на неопределенное время, надежды снять его он не терял. Свое твердое обещание помочь ему в этом деле дал Сергей Бондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Шукшина сняться в его новой картине - "Они сражались за Родину". Шукшину в нем предстояло сыграть роль бронебойщика Лопахина. Съемки должны были проходить в августе - октябре 1974 года на Дону.
Слайд 25 4 сентября 1974 года в "Литературной газете" был
опубликован рассказ Шукшина "Кляуза", который вызвал огромный интерес у читателей
(его читал даже Брежнев) и жаркие дискуссии. О чем говорилось в этом очерке? Шукшин описывал в нем действительный случай, который произошел с ним несколько лет назад.
Слайд 26 Умер В.М.Шукшин 2 октября 1974 года «от сердечной
недостаточности».
Слайд 27Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой
нашего времени - демагог.