Слайд 1
Можаева Ольга Вячеславовна
учитель русского языка
МБОУ «Средняя школа № 2» г.
Иваново
Учусь писать сочинение
Пишут два перста,
а болит всё тело.
Народная мудрость
Слайд 2Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы
Слайд 3
В теме сочинения
нужно видеть
главные-ключевые слова
Книга, которая заставила задуматься
Слайд 4Книга,
которая заставила
задуматься
Слайд 5 1 абзац Вступление
(50-70 слов)
структура вступления:
*вопрос
*раскрытие термина
* рассуждение
Слайд 6Начало вступления: вопрос
А)
или
Это тема сочинения в виде вопросительного
предложения
или
сама заявленная цитата.
или
Из повествовательного предложения Вы обязаны сделать
вопросительное.
на выбор:
- Кто из нас не задумывался о ....
- Какую роль в жизни человека играет...?
Слайд 7Б) Раскрытие термина - понятия
В) Рассуждение по ключевым словам:
это то, что ты в дальнейшем будешь доказывать аргументами.
1. подбор
материала: слова – синонимы, банк афоризмов и пословиц
2.только после побора материала пишу рассуждение по заявленной теме: с использованием афоризма или пословицы, слов-синонимов
Слайд 8Б) Раскрытие
термина - понятия
Книга прочно вошла в нашу
жизнь: мы знакомимся с ней с детства, и она уже
не покидает нас на протяжении всей жизни. По моему мнению, именно книга наиболее полно учит понимать и ценить слово, а через язык художественного произведения воспитывается чувство прекрасного.
Слайд 9
В) Рассуждение
по ключевым словам сочинения:
Слова – синонимы: книга,
художественное произведение, труд, сочинение, бестселлер…
Афоризмы:
«У человека должны быть любимые произведения,
к которым он обращается неоднократно…». Д.С. Лихачев
«Книга дает человеку возможность подняться над самим собой» Андре Моруа
«Книги делают человека лучше…» И.А. Гончаров
Пословицы:
«Одна книга тысячу людей учит».
Слайд 10Предложение – связка, заканчивающая 1 абзац.
на выбор:
Чтобы доказать свою точку
зрения, обращусь к прочитанным мною произведениям.
На вопрос: …. (п. А)
? – думаю, поможет ответить моя (-и) любимая (-ые) книга (-и)….
/ФИО автора, название произведения/.
Слайд 11
2 абзац Аргументация –
240 слов (по 120 слов каждый
аргумент)
2 доказательства твоего рассуждения
Аргументы :
ЭПИЗОДЫ из одного произведения;
ЭПИЗОДЫ из
двух произведений;
Важно:
Соблюдать структуру аргумента: тезис, аргумент, вывод.
Без указания автора или названия произведения аргумент оценивается в 0 баллов.
Слайд 12на выбор:
1) Вспоминается мне эпизод из рассказа К. Паустовского
"Телеграмма", в котором говорится о …. /тезис/.
2) Мне приходит на
ум эпизод из ...
3) Приведу пример из ....
4) Начать аргументацию выше изложенного рассуждения мне бы хотелось с примера из прочитанного произведения А.С Пушкина «Капитанская дочка». Так эпизод….../тезис/.
5) В качестве второго аргумента мне хотелось бы привести пример из произведения…
Обязательно продумывайте связку между абзацами.
Слайд 13аргумент
из литературы
Надо знать:
автора, название произведения
героя (героев)
эпизод, соответствующий твоему
рассуждению
цитату (цитаты) из указанного произведения
Надо уметь:
Заявлять тезис
делать вывод из
аргумента:
над чем заставил задуматься?
Слайд 143 абзац. Вывод (50 слов)
(собственная позиция по заявленной теме, вывод
перекликается с вступлением )
на выбор:
Таким образом, можно сделать вывод: …
Таким образом, можно сделать вывод, что прав был В. Г. Короленко, утверждавший, что «….».
Слайд 15Важно:
Формулировка темы должна прозвучать в сочинении
4 раза:
1 –
во вступлении,
2 раза – в рассуждении,
1 – в
заключении.
Используйте обязательно в сочинении вводные конструкции:
на мой взгляд, думаю, считаю, я убеждён, мне кажется,
по моему мнению, несомненно, бесспорно, безусловно
НЕЛЬЗЯ использовать
Деепричастные обороты;
союзы в начале предложения НО, ОДНАКО;
большие предложения;
разговорную лексику.
Слайд 16Темы сочинений
Почему человек должен быть милосердным?
Подвиг
Русские солдаты – доблестные
воины.
Русские солдаты – сильные духом.
Кого можно считать победителем?
Почему во время
войны больше всего страдают дети?
Должны ли мы хранить память о войне и зачем?
Какие люди могут быть родными?
Что является земля для человека?
Что для человека является родиной?
Слайд 17Что такое настоящее искусство?
Роль искусства в моей жизни
Искусство и природа
В
чем проявляется сострадание? Чёрствость?
Что такое доброта? Добро?
Материнская любовь
Взаимовыручка
Внутренний мир человека
Жизненные
ценности
Нравственный выбор
Драгоценные книги
Душевные силы
Человечность
Красота
Неуверенность // неуверенность в себе
Дружба// любовь // верность
Слайд 18Формулировка задания
Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите только ОДНУ
из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться
при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой.
Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите:
– вопросы, которые можно сформулированы, и ответить на них в ходе рассуждения,
– аргументы подтверждения и доказательства своей точки зрения.
Выстраивайте рассуждение в рамках заявленной темы на основе одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (важно раскрыть тему с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения.
Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.
Сочинение сначала пишите на черновике.
Рекомендуемый объем не менее 250 слов.
После написания сочинения – рассуждения необходимо проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы написали.
Проверьте речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Перепишите сочинение в чистый бланк аккуратным разборчивым почерком.
Желаем успеха!