Слайд 1«Это моё лучшее
произведение». А.С.Пушкин
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
Слайд 2«Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких
вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет», -
так
писал Пушкин
в посвящении
своему другу
в одной из
онегинских глав.
Слайд 3
Работу над романом он начал в 1823 году во время
кишиневской ссылки.
Домик в Кишинёве, где жил поэт
Слайд 4А вскоре стараниями друзей
Пушкина перевели в Одессу.
Памятник Пушкину
в
Одессе
Здесь на залитых солнцем набережных,
в гуле прибоя,
в театре, в толпе
слагались
строки первых онегинских глав.
Слайд 5Рукописи "Онегина" - их много.
Черновых и беловых,
раскрывающих всю
громадность работы над словом.
Изящный, стремительный пушкинский почерк.
Паузы. Наброски
на полях:
женские профили, автопортреты ...
Слайд 6Рядом с судьбой поколения
в романе - мятежная, бурная
судьба самого поэта.
Это его волнения, надежды,
восторги и воспоминания
пронизывают
роман
лирическим одушевлением чувства.
Слайд 7ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ РОМАНА
СТАЛА ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ ВРЕМЕНИ
Слайд 8В центре внимания – судьба дворянина,
живущего в 20-е годы
XIX века.
Первая глава заключает в себе описание
петербургской жизни
молодого человека.
Слайд 9Вопрос воспитания гражданина волновал умы.
Речь шла о человеческом
и гражданском достоинстве
будущих граждан России.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава
богу,
У нас немудрено блеснуть, -
смеясь и грустя скажет Пушкин
Слайд 10
воспитание
образование
Евгения Онегина
Слайд 11 Летний сад.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом
Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbé, француз убогой,
Чтоб
не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Слайд 12Образование дворянина
Что надо уметь дворянину?
-говорить по-французски
-танцевать мазурку
-кланяться непринуждённо
Какие науки знал
дворянин
(в частности, Онегин)?
латынь, «чтоб эпиграфы разбирать»
риторику, словесность, чтобы «в
разговоре коснуться до всего слегка,
с ученым видом знатока»
-экономику, так как «читал Адама Смита,
и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет..»
- психологию, потому что «в чем он истинный был гений… была наука страсти нежной»
Слайд 15Бывало, он ещё в постеле:
Ему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом
деле,
Три дома на вечер зовут.
Там будет бал, там детский праздник.
Куда
ж поскачет мой проказник?
Утро
Слайд 16Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе…
…пока
недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед…
Слайд 17К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин
Уж
тёмно...
…Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток…
Слайд 18Пред ним roast-beefокровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И
Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым…
О б
е д
Слайд 19…Но звон брегета им доносит, что новый начался балет…
Театра злой
законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почётный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру…
Слайд 20Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит…
В
т е а т р е...
Слайд 21Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных
отрада,
Духи в гранёном хрустале…
К а б и н е т
Слайд 22…Гребёнки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щётки тридцати родов
И для ногтей
и для зубов…
Слайд 23…Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой
Онегин поскакал…
Н а б а л у
Слайд 24…Вошёл. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и
шум и теснота…
Слайд 25Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А
Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Но, шумом бала утомленный
И утро в
полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Слайд 26Проснётся за полдень. И снова
До утра жизнь его готова, Однообразна
и пестра.
И завтра то же, что вчера.
Слайд 27Каков распорядок обычного дня дворянина в высшем свете?
-одевание, изучение приглашений
к визитам (во второй половине дня)
-прогулка по бульвару
-обед (в ресторане)
-театр
-переодевание на вечер
-бал (с опозданием)
-сон(утром)
Слайд 28Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не
долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба
надоели…
…И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Слайд 29Автор романа - приятель Онегина
Уже в первой главе мы видим,
чем близок он Евгению
и чем отличается от него в восприятии
мира.
Слайд 30 Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от
суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились
его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…
Автор романа - приятель Онегина
Слайд 31Автор романа - приятель Онегина
Всегда я рад заметить разность
Между
Онегиным и мной…
Слайд 32КУЛИСЫ
ЛОЖА
ПАРТЕР
Отношение к театру
Слайд 33Отношение к театру
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина.
Автор ею
восхищается.
Онегин на неё не смотрит:
Слайд 34Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг
свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой
делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой.
Павел Александрович Катенин
Денис Иванович Фонвизин
Яков Борисович Княжнин
Владислав Александрович Озеров
Семёнова Екатерина Семёновна
Александр Александрович Шаховской
Шарль Луи Дидло
Отношение к театру
автор
Слайд 35Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел
онегин
Слайд 36 Там, там под сению кулис
Младые дни мои
неслись.
Отношение к театру
Мои богини!
Что вы? Где вы?
Слайд 37отношение к языку
Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак,
жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред
вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами…
Для Онегина эти слова привычны и естественны.
Он не чувствует дискомфрта в употреблении их.
Слайд 38Отношение к балам
Во дни веселий и желаний
Я был от балов
без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
Люблю
я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд …
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Слайд 39Отношение к любви
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Давно ль для
вас я забывал
И жажду славы и похвал,
И край отцов, и
заточенье?
Опять кипит воображенье,
Опять ее прикосновенье
Зажгло в увядшем сердце кровь,
Опять тоска, опять любовь!..
Причудницы большого света!
Всех прежде вас оставил он…
Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся…
Слайд 40Отношение к деревне
Я был рожден для жизни мирной,
Для
деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный…
Цветы, любовь, деревня,
праздность,
Поля! я предан вам душой.
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
Слайд 41Отношение к творчеству
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать —
но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И
не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой.
Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует,
Слайд 42 Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и
мной,
Чтобы насмешливый читатель…,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет…