Разделы презентаций


"Уроки французского" В.Г. Распутин

Содержание

Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1В. Г. Распутин
«Уроки французского».
Урок литературы

в 6 классе

В. Г. Распутин «Уроки французского».Урок литературы        в 6 классе

Слайд 2Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе

Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на

историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба". Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки-" (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для Марии" (1967), свидетельствовавшая об интересе писателя к вопросам морали и нравственности. В 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни. Заслугой Распутина стало художественное открытие, вслед за А.И. Солженицыным, типа героя праведника. В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.
Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.

Слайд 3

Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без

влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и

в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины.»
Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары:

Слайд 4“Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, -

вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я

теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...” Родина писателя,  Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.
“Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но

Слайд 5 Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти

без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе

русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.
Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова.

Слайд 6Сам  Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность

в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает

ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.
Сам  Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все

Слайд 7Автобиографичность рассказа «Уроки французского»
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не

зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было

заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начапьной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился . Я был первым».

И.Глазунов. Портрет
В.Г. Распутина.

Автобиографичность рассказа «Уроки французского»Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя,

Слайд 8Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов

его жизни.
«Там мне ничего не пришлось
выдумывать, – говорил Распутин.

– Всё это происходило со мной.
За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.«Там мне ничего не пришлось выдумывать,

Слайд 10Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен.  Одиннадцатилетний

мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые

оторван от семьи, от родной деревни.  Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.
Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен.  Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть

Слайд 11Уроки доброты
«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его

лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду

нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.
Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» .
Уроки доброты	«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти

Слайд 12Словарная работа:
Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
Райцентр.

Город или село – центр административного района внутри области.
Облигации. Билет

государственного займа. (Государственный выигрышный
заём).
Словарная работа: Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.Райцентр. Город или село – центр административного

Слайд 13-О чем говорит название рассказа?
-От чьего лица ведется повествование? Почему?

каком времени пишет автор?
-Как жилось в деревне?
-Когда и как началась

у героя самостоятельная жизнь?
-Какие испытания ожидали его?


-О чем говорит название рассказа?-От чьего лица ведется повествование? Почему?-О каком времени пишет автор?-Как жилось в деревне?-Когда

Слайд 14-Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
-Как относятся к этой

игре Вадик и рассказчик?
-Почему Вадик и Птаха избили его?
-Найдите слова,

передающие его состояние в этот момент.
-Почему герой рассказа начал играть в «чику»?-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?-Почему Вадик и Птаха

Слайд 15-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
-Как учительница

выясняет, что случилось с героем?
-Какие чувства испытывает герой?
-Какие качества героя

проявляются в этом эпизоде?
-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?-Как учительница выясняет, что случилось с героем?-Какие чувства испытывает

Слайд 16-Какой представлялась мальчику
Лидия Михайловна?
-Какой приём применяет автор в описании учительницы?
-Как

меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после

уроков?
Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
- Какие черты характера проявляет герой?

-Какой представлялась мальчикуЛидия Михайловна?-Какой приём применяет автор в описании учительницы?-Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во

Слайд 17-Почему Лидия Михайловна решилась на игру
в «замеряшки» со своим

учеником?

-Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

Слайд 18-Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в
разговоре

с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

-Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок

Слайд 19Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в

доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми

запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
-Какую роль играет послесловие?
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным

Слайд 20Тема и идея рассказа.
Тема произведения – жизнь в послевоенные годы.


Идея рассказа «Уроки французского»:
самоотверженная и бескорыстная доброта

– вечная человеческая ценность.
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Тема и идея рассказа.Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Идея рассказа «Уроки французского»:   самоотверженная

Слайд 21Заключение
На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина

– прочитали рассказ «Уроки французского».
Вы узнали:
о трудностях послевоенного детства писателя;
о

доброте, которая изменила судьбу мальчика;
об особенностях автобиографического рассказа.
ЗаключениеНа этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина – прочитали рассказ «Уроки французского».Вы узнали:о трудностях

Слайд 22Спасибо за урок.

Спасибо за урок.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика