Слайд 2Цели урока:
Познакомить с термином «фольклор».
Познакомить с жанрами фольклора:
Происхождение и природа
загадок
Мудрость, поучительный смысл и совершенство форм пословиц и поговорок. Их
сходство и различие между собой.
Группы, сюжет, герои и события сказок.
Слайд 3Фольклор
(англ. folk. – «народ», lore – «знание») – народная
мудрость.
1845 г. – англ. учёный
У. Дж. Томс
Слайд 4Контакт исполнителя со слушателем
Опора на традиции
Сочетание с элементами других видов
искусств
Слайд 5Особенности фольклорных произведений
Традиционные зачины и концовки
Единоначалие
Повтор слов, строк, эпизодов
Использование фольклорных
символов
Постоянные эпитеты
Слайд 6Загадки-
малый жанр фольклора.
Замысловатое поэтическое описание предмета или явления, которое нужно
отгадать.
Слайд 7Как «сделана» загадка
Метафора.
Меж двух светил
Я в середине один.
2. Олицетворение. Кланяется, кланяется -
Придет домой – растянется.
3. Звуковой образ, Зубастый зверёк
звукоподражание. Грызёт с визгом дубок.
4. Прямое сравнение. Пять ларчиков –
Пять чуланчиков.
Слайд 85. Отрицательное сравнение. Чёрен, да не ворон
Рогат, да не бык
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Падёт – землю роет.
6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию).
Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки.
7. Прямой вопрос. Кто бежит без провода?
Слайд 9Сильнее солнца,
Слабее ветра
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.
Посмотри на
колобок,
Он румян и краснобок.
Но не рви его до срока-
От него
не будет прока.
Слайд 10Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл (любишь
кататься – люби и саночки возить).
Поговорки – это яркие, бойкие
народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку (как кур вощи).
Слайд 11Закончи пословицу
Семь раз отмерь …
один раз отрежь
Поспешишь ...
людей насмешишь
Ум хорошо …
а два лучше
Дело мастера …
боится
Друзья познаются …
в беде
Слайд 13ПРИМЕТЫ СКАЗКИ
Вымысел, занимательность, поучительность
Основная мысль
Борьба добра со злом.
Борьба ума с
глупостью.
Борьба справедливости с подлостью.
Слайд 14Элементы сказки:
Присказка. Её цель – привлечь внимание слушателей.
Зачин (переносит нас
в сказочный мир).
Концовка (в ней заключён вывод).
Использование устойчивых сочетаний (формул):
Обращения
(«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»
Повторы («жили - жили»).
Постоянные эпитеты (образные определения).
Гиперболы (преувеличения).
Помощь чудесных помощников (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы).
Слайд 16Как рассказывать
сказку.
Рассказывай медленно, плавно.
Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы,
повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».
Повествуй не
монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.
Начинай с присказки, завершай концовкой.
Слайд 17Игра «Знатоки сказок»
Задание: вспомните название сказок по их началу и
определите жанр.
1. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты
пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…»
Слайд 182. «Жили были старик со старухой. А у них дочка
да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке
говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…»
Слайд 193. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и
было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им
царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…»
Слайд 20Домашнее задание
Определите названия жанров устного народного творчества.