Разделы презентаций


Воланд и его свита

Содержание

Немного о романеРоман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Воланд и его свита»

«Воланд и его свита»

Слайд 2Немного о романе
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не

был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он

был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа. В общей сложности Булгаков писал «Мастера и Маргариту» более 10 лет.
Немного о романеРоман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не

Слайд 3Немного о романе
Из истории создания романа мы видим, что он

был задуман и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи

видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя.
Немного о романеИз истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о

Слайд 4Немного о романе
Персонажи и сюжеты «Мастера и Маргариты» проецируются одновременно

на и Евангелие, и на легенду о Фаусте, на конкретные

исторические личности современников Булгакова что придает роману парадоксальный и порой противоречивый характер. В одном поле неразрывно соединяются святость и демонизм, чудо и магия, искушение и предательство.
Немного о романеПерсонажи и сюжеты «Мастера и Маргариты» проецируются одновременно на и Евангелие, и на легенду о

Слайд 5Воланд и его свита
Воланд - персонаж романа “Мастер и Маргарита”

, возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд – это дьявол, сатана,

“князь тьмы” , “дух зла и повелитель теней” (все эти определения встречаются в тексте романа) . Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля “Фауста” Иоганна Вольфганга Гёте. Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается.
Воланд и его свитаВоланд - персонаж романа “Мастер и Маргарита” , возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд –

Слайд 6Воланд и его свита
Портрет Воланда показан перед началом Великого бала

“Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой

на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар”
Воланд и его свитаПортрет Воланда показан перед началом Великого бала “Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый

Слайд 7 Воланд и его свита
Воланд наблюдает булгаковскую Москву как исследователь,

ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку

от небесной канцелярии. В начале книги, дурача Берлиоза, он утверждает, что прибыл в Москву для изучения рукописей Герберта Аврилакского,- ему идет роль ученого, экспериментатора, мага. А полномочия его велики: он обладает привилегией наказующего деяния, что никак не с руки высшему созерцательному добру.
Воланд и его свитаВоланд наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь

Слайд 8Воланд и его свита
Нечистая сила учиняет в Москве, по воле

Булгакова, немало разных безобразий. К Воланду недаром приставлена буйная свита.

В ней собраны специалисты разных профилей: мастер озорных проделок и розыгрышей - кот Бегемот, красноречивый Коровьев, владеющий всеми наречиями и жаргонами - от полублатного до великосветского, мрачный Азазелло, чрезвычайно изобретательный в смысле вышибания разного рода грешников из квартиры № 50, из Москвы, даже с этого на тот свет. И то чередуясь, то выступая вдвоем или втроем, они создают ситуации, порою и жутковатые, как в случае с Римским, но чаще комические, несмотря на разрушительные последствия их действий.
Воланд и его свитаНечистая сила учиняет в Москве, по воле Булгакова, немало разных безобразий. К Воланду недаром

Слайд 9Воланд и его свита
То что Воланд является в Москву не

один, а в окружении свиты необычно для традиционного воплощения черта

в литературе. Ведь обычно сатана, предстает сам по себе - без сообщников. У Булгаковского черта есть свита, причем свита, в которой царит строгая иерархия, и у каждого - своя функция. Самый близкий к дьяволу по положению - Коровьев-Фагот, первый по рангу среди демонов, главный помощник сатаны. Фаготу подчиняются Азазелло и Гелла. Несколько особое положение занимает кот-оборотень Бегемот, любимый шут и своего рода наперсник «князя тьмы».
Воланд и его свитаТо что Воланд является в Москву не один, а в окружении свиты необычно для

Слайд 10Воланд и его свита
Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа

повести А. К. Толстого “Упырь” (1841). Кроме того, в повести

Ф. М. Достоевского “Село Степанчиково и его обитатели” есть персонаж по фамилии Коровкин, весьма похожий на нашего героя. Второе его имя происходит от названия музыкального инструмента фагот, изобретенного итальянским монахом. У Коровьева-Фагота есть некоторое сходство с фаготом – длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить). Вот его портрет: “…прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая” ; “…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные”.
Воланд и его свитаФамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А. К. Толстого “Упырь” (1841). Кроме

Слайд 11Воланд и его свита
И кажется, что Коровьев, он же Фагот,

- самый старший из подчиненных Воланду демонов, представляющийся москвичам переводчиком

при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора, имеет немало сходства с традиционным воплощение мелкого беса. Всей логикой романа читатель подводится к мысли не судить о героях по внешности, и как подтверждение правильности невольно возникающих догадок выглядит заключительная сцена «преображения» нечистой силы. Подручный Воланда только по необходимости надевает на себя различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника. И только в финальных главах романа Коровьев сбрасывает свою личину и предстает перед читателем темно-фиолетовым рыцарем с никогда не улыбающимся лицом.
Воланд и его свитаИ кажется, что Коровьев, он же Фагот, - самый старший из подчиненных Воланду демонов,

Слайд 12Воланд и его свита

Воланд и его свита

Слайд 13Воланд и его свита
Кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый

забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Сведения о Бегемоте автор

«Мастера и Маргариты» почерпнул из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904г.), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот.
Воланд и его свитаКот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Сведения

Слайд 14Воланд и его свита
Этот бес изображался в виде чудовища со

слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были

человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени. У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. Вот каким мы видим его впервые: «…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно - жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой»

Воланд и его свитаЭтот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки

Слайд 15Воланд и его свита
Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени

Азазел. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги, падшего ангела, который

научил людей изготовлять оружие и украшения. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству.
Воланд и его свитаИмя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги,

Слайд 16Воланд и его свита
Именно за коварного обольстителя принимаем
Азазелло

Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду:

«Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. «Совершенно разбойничья рожа!» - подумала Маргарита» Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля. Азазелло также изобрёл крем, который он дарит Маргарите. Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает её новой, ведьминой красотой.
Воланд и его свитаИменно за коварного обольстителя принимаем  Азазелло Маргарита во время их первой встречи в

Слайд 17Воланд и его свита
В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт

перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью

доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Воланд и его свитаВ эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех

Слайд 18Воланд и его свита
Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку

мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую

она не сумела бы оказать». Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.
Воланд и его свитаГелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет

Слайд 19Воланд и его свита
Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху,

тем самым обретая сходство и с ведьмой. Характерные черты поведения

вампиров - щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А.К. Толстого «Упырь». Там девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного - отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы.

Воланд и его свитаЗеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство и с ведьмой.

Слайд 20Воланд и его свита
Гелла, единственная из свиты Воланда, отсутствует в

сцене последнего полета. «Третья жена писателя считала, что это -

результат незавершенности работы над «Мастером Маргаритой». Скорее всего, Булгаков сознательно убрал её как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции и в театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны. Вампиры - это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же Гелле не в кого было бы превращаться в последнем полёте - когда ночь «разоблачила все обманы», она могла только снова стать мёртвой девушкой.

Воланд и его свитаГелла, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. «Третья жена писателя считала,

Слайд 21Воланд и его свита

Воланд и его свита

Слайд 22Воланд и его свита

Воланд и его свита

Слайд 23Воланд и его свита

Воланд и его свита

Слайд 24Заключение
Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно

набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала

к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа как бы тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей. Воланд разрушает рутину и несет наказание пошлякам и приспособленцам. И если ещё его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии.
ЗаключениеОдин из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то

Слайд 25Заключение
В одной из редакций романа последние слова Воланда таковы: “…У

него мужественное лицо, он правильно делает свое дело, и вообще

всё кончено здесь. Нам пора!” Воланд приказывает своей свите покинуть Москву, поскольку уверен, что этот город и страна останутся в его власти, пока здесь господствует “человек с мужественным лицом” . Этот человек – Сталин. Очевидно, что столь прямой намёк, что “великий вождь и учитель” пользуется благорасположением дьявола, особенно напугал слушателей последних глав романа 15 мая 1939 года. Интересно, что это место в не меньшей степени страшило и последующих издателей булгаковского романа. Хотя цитированный фрагмент содержался в последней машинописи “Мастера и Маргариты” и не был отменён последующей правкой, он не попал в основной текст ни в одном из осуществленных до сих пор изданий.
ЗаключениеВ одной из редакций романа последние слова Воланда таковы: “…У него мужественное лицо, он правильно делает свое

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика