Слайд 1Волшебная сказка
Тематически-дидактическая интерактивная игра. Опыт сочинения сказок по картам В.Проппа.
Слайд 2Цели работы с детьми:
привить любовь к чтению
развить литературно-художественные и творческие
способности
сформировать представление о сущности чтения и его свойствах
Слайд 3Эта игра предназначена для детей 6-8 лет, так как основное
чтение в этом возрасте именно сказки
Слайд 4Игра обязательно должна проводится в уютных условиях, чтобы дети могли
быть самими собой и никого не стеснялись. Желательно группа детей
не более 10 человек.
Слайд 5Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон общественного
и творческого самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе,
обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Слайд 6Игровые элементы рекомендуется использовать в различных мероприятиях, проводимых для детей,
чтобы создать эмоциональный настрой на восприятие новой
информации, развить умение строить
диалог, способствовать формированию образного представления о предмете.
Слайд 7План игры:
1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного
произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в
сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
Слайд 82 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3
этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: на этом
этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Слайд 9Морфологическая схема волшебной сказки В. Проппа:
Слайд 10Основные элементы:
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с
вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").
Слайд 112. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди
перестали лить, и наступила засуха").
Слайд 123. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не
пей водицы").
Слайд 134. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и
со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом
в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
Слайд 145. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться,
отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо
изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
Слайд 156. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
Слайд 167. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
Слайд 178. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста —
Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
Слайд 189. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться
неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
Слайд 1910. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый
бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в
карты).
Слайд 2011. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают
в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с
помощью хитрости).
Слайд 2112. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства
в придачу).
Слайд 2213. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Слайд 23Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку
справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или
иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.
Слайд 24Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий
на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу
(проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.
Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.
Слайд 25Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется
соблюдать ряд простых правил:
1 Желательно чтобы у главного героя
и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.
2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…
Слайд 263 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается
друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и
разрядить эмоции.
4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
Слайд 275 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить
(или может быть изменить его).
6 Финал сказки должен быть
позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
Слайд 28Эта всесторонне развивающая игра будет интересна всем детям, если удастся
провести все четко по правилам. Благодаря такому направлению библиотечно-информационного обслуживания
библиотека привлечет к себе внимание новых и новых читателей
Слайд 29Благодаря таким интересным проектам мы сможем привлечь детей в библиотеки
и привить им любовь к чтению. И тогда Россия вновь
станет самой читающей страной!
Слайд 30Спасибо за внимание!
Работу выполнила Егорова Елена 21411