Слайд 1Войди в мир Гоголя
Виртуальная выставка НБ БелГУ
( к 200–летию
со дня рождения
Н.В. Гоголя)
Слайд 2 В каждой великой литературе есть писатель, составляющий
отдельную Великую литературу… В русской литературе высится вершина, никого не
затмевающая, но сама по себе являющая отдельную Великую литературу.
В.П. Астафьев
Николай Васильевич Гоголь - прозаик, драматург, критик, публицист, родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка.
Н.В. Гоголь - человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель. Искание правды, уважение человеческого достоинства и душевной свободы, проповедь снисхождения и деятельной любви к людям, стремление всесторонне вникнуть в организм духовной и физической природы отдельного человека и целого общества - характерные черты произведений и образа действий Гоголя.
Слайд 3
В фонде Научной библиотеки собрана
значительная кол-лекция произведений Н.В. Гоголя, литературоведческих материалов о его жизни
и творчестве.
Предлагаем вашему вниманию редкие издания сочинений великого писателя из фонда НБ БелГУ.
Слайд 4 Тринадцатое издание сочине-ний Н.В. Гоголя под редакцией Н.С. Тихонравова с
биографией Н.В. Гого-ля, составленной В.И. Шенроком, двумя портретами Гоголя, гравиро-ванными
на стали Ф.А. Брокгаузом в Лейпциге, двумя автографами и тре-мя собственноручными рисунками, вышедшее в 1896 году в Санкт-Пе-тербургском издательстве А.Ф. Марк-са в 5 томах, включает:
Т. 1 «Юношеские опыты»
Т. 2 «Вечера на хуторе близ
Диканьки»
Т. 3 «Повести»
Т. 4 «Мертвые души»
Т. 5 «Переписка»
Издание подарено Фундамен-тальной библиотекой Санкт-Петер-бургского государственного политех-нического университета.
Слайд 5
Пятнадцатое издание соб-рания сочинений
Н. В. Гоголя, изданное в Санкт-Петербурге в издательстве А.Ф. Маркса
в 1900 году, содержит известные повести из двух циклов "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород", главное произ-ведение автора - поэму "Мерт-вые души", а также повести, ко-медии, отдельные произве-дения и драматические сцены, духовную прозу, исторические наброски, заметки о русском быте, словари.
Сочинения вышли в 12 томах, в 6 книгах.
Слайд 6
Данное издание является приложением к
массовому ил-люстрированному еженедельному журналу «для семейного чтения» - «Нива», основанному
А.Ф. Марк-сом.
Издание подарено Фундамен-тальной библиотекой Санкт-Пе-тербургского государственного по-литехнического университета.
Слайд 7 Библиотека располагает антикварным изданием пособия для
учителей средней школы – «Н.В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах»,
вышедшим в государственном учебно-педагогическом издательстве Мини-стерства просвещения РСФСР в 1953 году. Составитель А.М. Гордон, редак-тор А.М. Докусов.
Слайд 8 Альбом содержит: репродукции записи в Метрической
книге; портретов писателя, выполненных известными художниками; портретов его родителей; картин,
фотографий, литографий, гравюр; рисунков Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, В. Маковского, И. Репина, Кукрыниксов и др.; иллюстраций Е. Кибрика, П.Соколова и др.; журналов, газет, кадров из кинофильмов; фотографии памятников, медалей, сцен из спектаклей по произведениям Н.В. Гоголя, предметов декоративно-прикладного искусства.
Слайд 9Библиотека распо-лагает также ан-тикварными изда-ниями отдельных произведений Н.В. Гоголя.
Произведение «Вечера на хуторе
близ Диканьки», вышедшее в Москве в издательстве «Художественная литература» тиражом 30 тыс. экз. в 1960 году было приобретено в фонд библиотеки в 1961 году. Издание содержит цветные и черно-белые иллюстрации художника А. Лаптева.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» возвестили о появлении в России нового выдающегося писателя, в высшей степени своеобразного таланта. Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь опирался на большой фольклорный, исторический и бытовой материал. Читателю открылся чудесный красочный мир, показавший народ в его внутренней красоте, в богатейших творческих возможностях. Романтизму свойственны резкие контрасты добра и зла, необычность многих ситуаций и характеров. Такое изображение народных масс явилось одним из крупных достижений в процессе демократизации русской литературы.
Слайд 10
Издание «Майская ночь», вышедшее в государственном издательстве худо-жественной
литературы в Москве в 1953 году тиражом 20 тыс. экз.,
содержит красочные иллюстрации художника Б. Дехтерева на отдельных листах.
«Майской ночи, или утопленнице» (из сб. «Вечера на хуторе близ Ди-каньки») также свойственна возвышен-но-эмоциональная манера повество-вания. Выдвигая на первый план изоб-ражение людей высокого строя души, Гоголь раскрывает их стремление к независимости и воле, выявляет то, что характеризует их как личности, привлекательные и своими челове-ческими чувствами, и своими дейст-виями. Показывает прозрачную чис-тоту, ясность души своих героев.
Слайд 11 В библиотеке имеется сборник Н.В. Гоголя
«Миргород», вышедший в государственном издательстве художе-ственной литературы в 1952 году
тиражом 200 тыс. экз.
Представляет интерес издание «Н.В. Гоголь. Старосветские помещики. Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», вышедшее в госу-дарственном издательстве детской литературы Министерства просве-щения РСФСР в 1949 году тиражом 100 тыс. экз. Книга богато иллюстри-рована.
Обретение прошлого достигается у Гоголя не скрупулезным показом исторической хроники, не архе-ологической тщательностью деталей, а обобщением событий, романтической наполненностью образов, когда драма-тические судьбы героев приобретают эпический размах.
Слайд 12Сборник «Миргород» 1835 г., хотя и имел подзаголовок «Повести, слу-жащие
продолжением «Вечеров…», но вместе с романтическими («Вий», «Та-рас Бульба») включал
и реалистические произведения («Старосветские по-мещики»).
Повесть "Тарас Бульба" - это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспеч-ностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами".
Слайд 13У сборника «Арабески» самая странная судьба из всех гоголевских сборников.
Кроме того, что он — наименее среди них изученный, долгое
время он не рассматривался как сборник, можно сказать, почти с самого момента его выхода в свет в 1835 г. Сам Гоголь положил этому начало, когда «изъял» три повести из «Арабесок» и поместил их в третьем томе своего собрания сочинений, изданного в 1843 г., образовавшем в дальнейшем петербургский цикл. Поэтому и в литературоведении повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» тради-ционно рассматриваются внутри петербургского цикла, а статьи — как часть критико-публицистического наследия Гоголя.
Библиотека располагает изданием сборника «Ара-бески», вышедшим в московском издательстве «Молодая гвардия» в 1990 году тиражом 50 тыс. экз. и представ-ляющим интерес оформлением титульного листа – репродукцией титульного листа издания сборника «Арабески» 1855 года. Издание содержит предисловие Н.В. Гоголя к единственному прижизненному изданию «Арабесок», а также черно-белые и цветные иллюстрации художника Ю. Селиверстова.
Слайд 14В Курском книжном издательстве в 1954 году тиражом 75 тыс.
экз. вышел сборник «Петербургские повести». Экземпляр этого издания имеется в
библиотеке.
Углублением критического отношения к окружающей действительности отличался третий прозаический цикл Гоголя – «Петербургские повести», в которых нашла отражение «пошлая действительность», давящая маленького бесправного человека.
Гоголь, рисуя портреты и характеры своих героев, в каждом особо подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведения, хотя раскрывает внутреннее содержание.
«Самым полным» из произведений Гоголя Пушкин назвал «Невский проспект». Изображая Невский проспект в разное время дня, Гоголь как бы характеризует социальный профиль Петербурга, его общественную структуру.
Слайд 15 Издание «Н.В. Гоголь. Шинель», вышедшее в 1952
году в госу-дарственном издательстве худо-жественной литературы, содер-жит множество иллюстраций на
отдельных листах народных художников РСФСР Кукрыник-сов. Суперобложка, переплет и титул художника Н. Ильина.
«Шинель» по своей жизненной насыщенности, по силе художест-венного мастерства представляет собой одно из наиболее совер-шенных и замечательных произ-ведений великого реалиста. Примыкая по своей проблемати-ке к петербургским повестям, «Шинель» развивает тему уни-женного человека в юмористичес-ком повествовании.
Слайд 16
Произведение Н.В. Гоголя «Реви-зор», имеющееся в библиотеке,
издано тиражом 200 тыс. экз. в 1966 году в издательстве
«Художест-венная литература» (серия «На-родная библиотека»). Содержит черно-белые иллюстрации худож-ника Д. Кардовского, гравюры А. Калашникова.
Оформление – суперобложка.
«Ревизор» открывает новую стра-ницу в истории реалистической ли-тературы и театра.
Слайд 17Весной 1836 г. Гоголь закончил комедию «Ревизор» и выпустил ее
отдельным изданием 19 апреля 1836 г.
Первое представление комедии состоялось
в Петербурге 25 мая, в Москве, с М. С. Щепкиным в роли городничего.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Слайд 18 Библиотека располагает подарочным изданием произведения Н.В. Гоголя
«Мертвые души» 1952 года, вышедшим в Государственном издате-льстве художественной литературы.
Книга содержит замечательные иллюстрации художника П. Боклевского на отдельных листах. Издание вышло тиражом 20 тыс. экз., в суперобложке.
Слайд 19 В 1836 г. Гоголь уезжает за границу. Здесь
он «начал писать и продолжил «Мертвые души», которые было оставил».
Поэма о том, как Чичиков по России мертвые души искал, еще при жизни Н.В. Гоголя была названа критиками ярчайшим портретом России XIX в. А для современных читателей – это в первую очередь исследование русского характера и русской души, попытка ответить на извечный вопрос: «О, Русь, птица-тройка, куда ж несешься ты?». При чтении поэмы убеждаешься в том, что название имеет не только переносный, но и самый что ни на есть прямой смысл — как много все-таки еще в России «мертвых» душ...
Слайд 20«…я принялся за «Мертвых душ»… Если совершу это творение так,
как нужно его совершить, то… какой огромный, какой ори-гинальный сюжет!
Ка-кая разнообразная ку-ча! Вся Русь явится в нем!» - писал Гоголь.
Слайд 21
«Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело
и животрепетало, как метко сказанное русское слово», - говорил Н.В. Гоголь, принадлежащий к числу крупнейших деятелей русской литературы и вписавший своими произведениями блестящую страницу в историю отечественной и мировой культуры.