Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО»
Выполнили:
Карамалак В, 9кл
Эттыкавранту Я, 9кл
2016 год
Слайд 3О существовании у восточных славян письменности в дохристианский
период свидетельствуют многочисленные
письменные источники и
археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с
именами византийских
монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во
второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица),
на котором были написаны первые переводы церковных книг для
славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на
территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна
распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы,
которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла
азбука, получившая позже название кириллица. В дальнейшем этот более
легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным
у южных и восточных славян.
Слайд 4Кирилл и Мефодий
Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное
место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты — святых Кирилла и
Мефодия, такие как “Житие Константина Философа”, “Житие Мефодия” и “Похвальное слово Кириллу и Мефодию”.
Из этих источников мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города.
Слайд 7Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено.
Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в
конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.
Слайд 9Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной
культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в
его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
Слайд 10
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала
не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении
грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.
Слайд 11Из советской исторической науки
Возникновение древнерусской литературы неразрывно
связано с процессом создания раннефеодального государства. Советская историческая наука опровергла
норманнскую теорию происхождения древнерусского государства, доказав, что оно возникло не в результате призвания варягов, а в результате длительного исторического процесса разложения родового общинного строя восточнославянских племен. Характерная особенность этого исторического процесса в том, что восточнославянские племена приходят к феодализму, минуя стадию рабовладельческой формации.
Слайд 12С конца X в. можно говорить о появлении определенной системы
образования на Руси - "книжного учения".
Христианство сыграло прогрессивную роль в
становлении культуры Древней Руси. Киевская Русь выдвигается в число передовых государств Европы. В конце X - начале XI в., как свидетельствует Адам Бременский, Киев по своему богатству, населенности соперничает с Константинополем.
В 30-40-е годы XI столетия в Киеве уже много искусных переводчиков, которые "перелагают" книги непосредственно с греческого языка на "словенский". Сын Ярослава Всеволод владеет пятью иностранными языками, его сестра Анна, став французской королевой, оставляет собственноручную подпись - "Анна регина", в то время как ее царственный супруг вместо подписи ставит крестик.
Слайд 13Философские основы древнерусской литературы
Философскими основами древнерусской литературы являлись христианские канонические
книги Нового завета Евангелие и Апостол, а также ветхозаветная книга
Псалтырь. Отнюдь не случаен тот факт, что древнейшими, дошедшими до нас памятниками древнерусской письменности стали Остромирово (1056-57 гг.) и Архангельское (1092 г.) евангелия и разъясняющие смысл "многостръпътьных (заключающих в себе много трудностей) сих книг", дабы "обавити" (открыть) сокровенный их разум статьи философско-дидактического Изборника великого князя Святослава 1073 г. Изборник восходит к древнеболгарскому энциклопедическому Сборнику царя Симеона (X в.), переведенному с греческого.
Слайд 15Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» под 1037 г. сообщает,
что князь Ярослав Мудрый «книгам прилежа (имел пристрастие), и почитая
е (их) часто в нощи и в дне», он приказал собрать писцов, которые перевели и «списашакнигымногы». Это летописное сообщение, видимо, соответствовало истине: в первой половине XI в. на Руси действительно становятся известными многие памятники византийской и болгарской литературы. Разумеется, что среди переписываемых и переводимых книг преобладали богослужебные тексты или памятники, содержавшие основы христианского мировоззрения и христианской морали. Однако книжники привезли из Болгарии, перевели или переписали и произведения других жанров: хроники, исторические и историко-бытовые повести, естественнонаучные сочинения, сборники изречений.
Слайд 19 Факт, что среди более чем 130 рукописных книг XI-XII вв.,
хранящихся сейчас в наших архивах и библиотеках, около 80 —
богослужебные, объясняется, однако, не только тем, что богослужебные книги составляли значительную долю среди древнейших книг Киевской Руси, но и тем, что книги эти, находившиеся в каменных церквях, скорее могли сохраниться, а не погибнуть в огне пожарищ, от которых в первую очередь страдали деревянные жилые строения, в том числе и княжеские или боярские хоромы. Поэтому о том, какие именно книги или произведения и в каком числе списков обращались на Руси в XI-XII вв., мы можем судить лишь по косвенным данным, так как дошедшие до нашего времени рукописи — ничтожная часть книжного фонда XI-XII вв.
Слайд 206 ПЕРИОДОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 22Итак,древняя русская литература - это начальный и исторически закономерный этап
развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две
части: древнюю русскую литературу - от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.
Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.