Слайд 1«Всёпроникающая магия слова»
Слайд 2Цели урока
Показать особое место поэзии начала XX века в истории
русской литературы;
Сформировать представление о поэзии «серебряного века»;
Познакомиться с избранными страницами
русской поэзии конца XIX – начала XX веков;
Знать характерные черты литературных течений поэзии «серебряного века»
Слайд 3Возникновение различных литературных течений
в конце XIX-начале XX века
Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в
России на рубеже XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии.
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Н. Гумилёв
Слайд 4 Что мы ждём от современной
литературы?
Помочь разобраться в нашей действительности.
Выживает тот художник, кто говорит о современности с позиций вечности.
Велика власть художественного слова в русском искусстве нашего столетия. Необычна мелодика, оригинальный, образный строй поэзии, прозы, драматургии.
Позавчерашний день мы помни лучше вчерашнего. XIX столетие мы знаем подробнее XX. К этому были веские исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычный интерес к так называемым «белым пятнам», одним из которых и является «серебряный век».
Что же это за явление в русской литературе?
Слайд 5Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых
эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.
Этот фон
составляли:
Русско-японская война;
Трагедия на Ходынском поле;
Потрясения 1905-1907 годов.
История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.
Слайд 6Поэзия «серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию. Человека, стремящегося увидеть
в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием
своего внутреннего мира.
Начало века А. Блок определил как «минута смятения и борьбы лжи и правды»
Слайд 7Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных
группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о
новых путях развития литературы.
На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.
Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни.
Наступил «серебряный век». Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод.
Слайд 8Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком
русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили
Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Василий Жуковский и другие известные поэты.
Слайд 9Три века поэтов
Когда поэт ещё невинен был,
Он про себя
иль на ухо подруге,
Счастливец, пел на воле, на досуге
И на заказ стихами не служил.
Век золотой! Тебя уж нет в помине,
И ты идёшь за баснословный ныне.
Тут век другой настал вослед ему.
Поэт стал горд, стал данник общежитью,
Мечты свои он подчинил уму,
Не вышнему, земному внял наитью
И начал петь, мешая с правдой ложь,
Высоких дам и маленьких вельмож.
Им понукал и чуждый, и знакомый;
Уж сын небес — гостинный человек:
Тут в казнь ему напущены альбомы,
И этот век — серебряный был век.
Сам термин восходит к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается «золотым», а заканчивается «железным» веком.
Примечательно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению П.А. Вяземского «Три века поэтов», в котором говорится о безвозвратно ушедшем «золотом веке».
Слайд 10Начало «серебряного века» русской поэзии – 1890-е годы XIX века,
а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока.
Поэты «серебряного
века» следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в «расширении художественной впечатлительности» и в некоторых вполне умеренных реформах стиха.
Хотя хронологически «серебряный век» русской поэзии занимает два десятилетия, но его значение в истории русской литературы огромно.
Слайд 11Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время,
выразил, очертил в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых
перемен
Всё, изменяясь, изменило,
Везде могильные кресты,
Но будят душу с прежней силой
Заветы творческой мечты.
Безумье вечное поэта –
Как свежий ключ среди руин…
Времён не слушаясь запрета,
Он в смерти жизнь хранит один.
В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов и т.д.
Слайд 12Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности,
сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах Владимира Соловьёва
Подвиг сердца
женского,
Тень мужского зла,
Солнца блеск вселенского
И земная мгла…
Что разрывом тягостным
Мучит каждый миг –
Всё ты чувством благостным
В красоте постиг.
Владимир Соловьёв стоит у истоков русского «серебряного века» как начало для духовного взлёта целой культурной общности творцов.
«Конец истории сошёлся с её началом»
Слайд 13 Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Россия
для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке
в начале века привели к введнию новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма.
Поэтам «серебряного века» дороги и близки все явления живой природы, культуры, космоса.
Славлю в равной мере
Капельку и море, – пишет один символист, а другой как бы откликается:
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.
Слайд 14Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к
манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний.
Одна
из программ преподана в ставших хрестоматийными строчках В.Я. Брюсова
ЮНОМУ ПОЭТУ
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
15 июля 1896
Заветы модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако именно беззаветное поклонение искусству сближает поэтов, относящихся к «серебряному веку»
Поэзия «серебряного века» – это уникальное художественное пространство
В.Я. Брюсову были свойственны стабильность мироощущения, поэтизация твёрдых качеств характера, стремление к систематизации, строгая логика
Слайд 15Символизм
Символизм – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к
проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись
неизречённого», недосказанность, замена образа.
Суть программы – наша задача – «загипнотизировать читателя» (В.Брюсов), вызвать у него ответное чувство.
Поэтам-символистам принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала.
Тезисом к литературному манифесту поэтов-символистов могли бы послужить следующие слова из статей поэтов «серебряного века»: «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».
Сформировался в России в 1890-1900 годы.
Слайд 16Старшие символисты
Характерные слова-образы из поэзии символистов: бездна, ночь, дух, миры,
любовь, кормило, сретенье, светила, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень.
Поэты-символисты
внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира.
Ключевое слово – «СИМВОЛ»
Младшие символисты
Поэтический сборник «Золото в лазури»!
К.Бальмонту свойственно непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями, автор сборника стихов «В безбрежности»
М.Кузмину свойственны многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность
Слайд 17Акмеизм
Акмеизм (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа
от мистической туманности, создание зримого конкретного образа, отточенность деталей, перекличка
с минувшими литературными эпохами.
Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.
Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность.
Тезисом к литературному манифесту акмеистов могли служить следующие слова: «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого из них, причём вес ничтожнейшего всё-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и поэтому перед лицом небытия все явления – братья».
Ключевое слово – «ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ЧЕГО-ЛИБО, ЦВЕТУЩАЯ СИЛА»
Слайд 18Поэты-акмеисты
Характерные слова-образы: лыжи, месяц, небо, луг, дворец, окошки, тишина, тропинка,
дрожки, прорубь, ива, дерево, русалка, путь, ветка, галки.
Акмеисты призывали очистить
поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип «искусство для искусства»
В 1911-1914 гг. Н.С. Гумилёв объединил акмеистов в группу «Цех поэтов»
Сергей Городецкий
Поэтический сборник «Камень»
Поэтические сборники «Огненный столп» и «Чужое небо»
Слайд 19Футуризм
Футуризм – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства,
анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции,
делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.
Если символизм – «поэзия намёков», акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).
Краткое выражение программы – только мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы бросаем всем и всем, мы во власти тем, а потому мы – бунтари («Пощёчина общественному вкусу»).
Ключевое слово – «БУДУЩЕЕ»
Слова-образы: небо, труп, звёзды, черни, туман, боль, обман, эфиопы, ухватка, сыпь, вязь, крик, выпь, люди, звери, правда, звук, часы, преддверия, руки, паук, характерная рифма – «шампанском – испанском»
Слайд 20Поэты-футуристы
Тезисом к литературному манифесту футуристов звучали такие слова: «Во имя
свободы личного случая мы отрицаем правописание».
Футуристы объявляли себя противниками современного
буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками «естественного» человека, его права на свободное индивидуальное развитие.
Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.
Давид Бурлюк
Слайд 21Писатели, не входившие в литературные группировки
Иван Бунин – лауреат Нобелевской
премии.
Борис Пастернак – лауреат Нобелевской премии.
Иннокентий Анненский знал 14 иностранных
языков, автор сборника «Кипарисовый ларец».
Максимилиан Волошин сделал наброски структурных пород Крымского побережья.
Марина Цветаева говорила: «Единственный справочник: собственный слух, единственный учитель: собственный труд, единственный судья: будущее».
Владислав Ходасевич жил предчувствием ожидающих Россию потрясений
Слайд 22В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм
оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили своё существование.
Основополагаюший
вопрос:
О чем «кричит наш дух?..»
В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности» , в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.
«Один среди враждебной рати
Не их, не наш, ни свой, ничей»
М.Волошин.
Слайд 23Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые
сроки.
Она забрасывала свои семена в будущее.
Нить преданий и традиций не
прервалась.
Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться.
Впереди нас ждут новые и новые открытия.
Слайд 24 Поэзия «серебряного века» отразила
в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный
и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.
Слайд 25Русский «серебряный век» неповторим. Никогда в России не было такого
взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний.
Свет незабываемых зорь «серебряного
века» навсегда останется в истории России.
Герой литературы рубежа веков – носитель вечной, всеэпохальной мудрости, вне которой сущность бытия остаётся полностью непостигнутой.
Слайд 26Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.
Никогда- ни до, ни после
– не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких
напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.
Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
Слайд 27Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на
стыке XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии.
Перед вами предстали самые яркие представители всех основных направлений поэтической эпохи смены двух веков.
Это символизм и его скучающие идеалисты-романтики – Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Блок.
Это акмеизм и его «воинствующие» материалисты – Гумилёв, Ахматова, Мандельштам.
Это футуризм и его эпатажные «будетляне» – Хлебников, Маяковский, Северянин.
Слайд 28Что же такое
Серебряный век русской поэзии?
Свежесть форм и содержания.
Революция
стиха.
Это три счастливых и последних десятилетия возможности выражать по-новому через
поэзию настоящий дух времени, искать правду в полный голос.
За веком вольно-лирическим начался век железного тоталитаризма, где воздух свободного творчества стал перекрыт.