Слайд 1Язык персонажей комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» как одно из средств характеристики
их личности.
Комедия «Недоросль» вот уже более 200 лет
«смешит» зрителей,
а также учит и воспитывает их.
Это лучшая комедия 18 века. Д.И.Фонвизин в ней вступил в борьбу с
общественным «злонравием». Как сатирик
Он указал на те недостатки русской жизни,
которые волновали и беспокоили в его эпоху
всех передовых людей.
Комедия не утратила ценности и в наши дни.
Слайд 3Проблема исследования
Предметом исследования в работе является язык персонажей
комедии «Недоросль». Проблема состоит в том, чтобы проанализировать лексический и
синтаксический строй речи персонажей, рассмотреть язык героев с точки зрения экспрессивно - стилистической окраски и тем самым доказать, что речь героев – один из
основных способов яркой характеристики их личности.
Слайд 4Задачи
1.Исследовать речь нескольких персонажей комедии с точки зрения лексического
и морфологического состава, синтаксического строя и стилистики.
2. Сделать вывод об
особенностях личности каждого персонажа, о том, какую роль в их характеристике играет язык.
Слайд 5Языковые особенности речи госпожи Простаковой
Госпожа Простакова –
самый яркий персонаж
комедии.
Рассмотрим
особенности её речи
1)с точки зрения морфологии,
2) с точки зрения синтаксиса,
3)
лексику с точки зрения стилистической окраски
Слайд 6С точки зрения морфологии
Существительные ( скот, бестия, дрянь, рожа, ведьма,
харя, болван, холопья, сударь, друг, душенька, отец, сынок, девка, братец,
воры, плуты, власть..)
Прилагательные (воровская, собачья, скверная, дурацкая, бесчестная..)
Глаголы (лаяться, поди, позови, говори, убирайся, ругаться, воспитывать..)
Слайд 7С точки зрения синтаксиса
Вопросительные предложения(Как тебе не жаль, бестия?)
Восклицательные предложения
(Всех велю прибить до смерти! Куда я гожусь, когда в
моём доме моим же рукам воли нет!)
Побудительные предложения( Дай мне до рожи, до рожи! Говори, скот!)
Слайд 8С точки зрения стилистической окраски
Харя (грубое, просторечное, бранное)
Рыло (
грубое, просторечное, бранное)
Скот ( грубое просторечное)
Бестия (просторечное)
Маяться( разговорное)
Достаточек (разговорное, ласкательное)
Затевать
(разговорное)
Слайд 9Просторечно –простонародные нейтральные слова
Он, де, ба, к счастью, куды,
никуды, я чаю, потакать, авось, нынче, кабы, смотри-тка…
Такая лексика создаёт
простонародный фон речи персонажа.
Слайд 10Особенности речи Стародума
Стародум, несомненно, противопоставлен в комедии госпоже Простаковой.
Слайд 11С точки зрения морфологии
Существительные (чины, воспитание, душа, ум, совесть, служба,
мысли, честь, достоинство, знатность, добродетель, истина, счастье..)
Прилагательные (достойный, сердечный, душевный,
воспитанный, дружелюбный, справедливый..)
Глаголы ( знаю, думаю, изменить, искоренить, желать, презирать, помочь, простить, поверить..)
Слайд 12С точки зрения синтаксиса
Речь изобилует сложными синтаксическими конструкциями. Она достаточно
однообразна.
В речи много вопросительных, восклицательных предложений.
Речь персонажа афористична.(Невежда без души
– зверь. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..)
Слайд 13С точки зрения стилистической окраски
Не используются разговорные и просторечные
слова, вся лексика носит книжный характер, неэмоциональная, но правильная и
чёткая.
Слайд 14Особенности речи Митрофана
Митрофан (подобный матери)
Слайд 15С точки зрения морфологии
Существительные ( матушка, квас, голубятня, подовые, солонина..)
Глаголы
(заслони, убирайся, проваливай, слушай, побегу, отвяжись, не хочу)
Прилагательные (старая, гарнизонная..)
Слайд 16С точки зрения синтаксиса
Речь предельно проста. Преобладают простые предложения, с
обилием обращений.(Мамушка, заслони меня! Убирайся, дядюшка, проваливай!)
Слайд 17С точки зрения экспрессивно - стилистической
Речь изобилует ругательствами, грубыми выражениями.
Лексика носит сниженный, просторечный характер.
Слайд 18Выводы
Проанализировав речь обозначенных персонажей, мы пришли к выводу, что
Язык,
несомненно, помогает автору дать исчерпывающую их характеристику, помогает нам, читателям,
лучше разобраться в особенностях их личности.