Слайд 1ЖЕНСТВЕННОЕ НАЧАЛО В ЛИРИКЕ К.Д.БАЛЬМОНТА
«Я женщин как высшую тайну люблю.»
К.Д.Бальмонт
Слайд 2 «Поистине, Бальмонту принадлежат победная пальма и дельфийский лавр за
то, что он – поэт, только поэт, всегда и во
всём, и каждое дыхание его жизни - поэзия и каждый звук его свирели - дыхание жизни…»
В.Иванов.
Слайд 3К.Д.Бальмонт (1867-1942) – поэт с большой буквы, но на долгое
время оказавшийся вне поля зрения русского литературоведения. Бальмонт безраздельно царил
« над русской поэзией » в конце 19 – начале 20 века.
Однако после эмиграции во Францию его имя было надолго исключено из учебников и антологий по литературе Серебряного века.
Ровно через столетие пристальное внимание ученых вновь приковано к этому незаслуженно забытому поэту.
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ТЕМЫ:
Разные аспекты творчества Бальмонта раскрыты исследователями в
последнее время. Но совсем не изученными остаются проблемы, связанные с
женственным началом в его лирике. Женское начало становится одной из необходимых составляющих гармоничного бальмонтовского космоса.
Слайд 5ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявить женское начало в
лирике Бальмонта;
Проследить его развитие и достижение
новых форм в кульминационный период творчества;
Определить роль женского начала в творческом процессе;
. Выявить и проанализировать средства воплощения этого начала в лирике.
Слайд 6ЗАДАЧИ:
* Выявить способы женского начала в
лирике поэта;
* Показать средства создания поэтического образа
Бальмонтом;
* Определить место женского начала в художественном мире поэта.
Слайд 7МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Сравнительно – исторический.
Герменевтический
Мифопоэтический
Наблюдение
Слайд 8Объектом моего исследования является женское начало в лирических произведениях поэта.
Слайд 9«Эпоха Серебряного века – русский ренессанс – в числе самых
загадочных страниц отечественной культуры. Одна из очевидных особенностей философии Серебряного
века – всплеск интереса к проблеме женщины и женственности»
Бальмонт увлечен философскими идеями Вл.Соловьева. Он воспринял его учение о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить « землю » и « небо » и спасти мир.
Слайд 10Жизнь поэта была наполнена бесконечным числом романов, знакомств, увлечений.
Слайд 11Психология женщины очень часто останавливает на себе внимание поэта, и
мне кажется, что он лучше воспроизводит душевный мир женщины, чем
мужчины.
К.Д.Бальмонт и И.С.Шмелев. 1926.
К.Д.Бальмонт. 1920-е годы.
К.Д.Бальмонт и И.С.Шмелев. Вилла «Жаворонок».
Ты мне говоришь, что как женщина я,
Что я рассуждать не умею,
Что я ускользаю, что я - как змея, -
Ну что же, я спорить не смею.
Люблю по-мужски я всем телом мужским,
Но женское - сердцу желанно,
И вот отчего, рассуждая с другим,
Я так выражаюсь туманно.
Я женщин, как высшую тайну, люблю,
А женщины любят скрываться, -
И вот почему я не мог, не терплю
В заветных глубинах признаться.
Но весь я прекрасен, дышу и дрожу,
Мне жаль, что тебя я печалю.
Приблизься: тебе я всю правду скажу,
А может быть, только ужалю.
Слайд 13Я ЗНАЛ
М. А. Лохвицкой
Я знал, что, однажды тебя увидав,
Я буду любить тебя
вечно.
Из женственных женщин богиню избрав,
Я жду — я люблю — бесконечно.
И
если обманна, как всюду, любовь,
Любовью и мы усладимся,
И если с тобою мы встретимся вновь,
Мы снова чужими простимся.
А в час преступленья, улыбок, и сна
Я буду — ты будешь — далеко,
В стране, что для нас навсегда создана,
Где нет ни любви, ни порока.
Слайд 14
К ЕЛЕНЕ.
О Елена, Елена, Елена,
Как виденье, явись мне скорей.
Ты бледна
и прекрасна, как пена
Озаренных луною морей.
Ты мечтою открыта для света,
Ты душою
открыта для тьмы.
Ты навеки свободное лето,
Никогда не узнаешь зимы.
Ты для мрака открыта душою,
И во тьме ты мерцаешь, как свет,
И, прозрев, я навеки с тобою,
Я – твой раб, я – твой брат – и поэт.
Некоторые исследователи считают, что это стихотворение Бальмонт посвятил своей третьей жене - Елене Цветковской, а на самом деле он его посвятил Лохвицкой.
Ты сумела сказать мне без речи:
С красотою красиво живи,
Полюби эту грудь, эти плечи,
Но, любя, полюби без любви.
Ты сумела сказать мне без слова:
Я свободна, я вечно одна,
Как роптание моря ночного,
Как на небе вечернем луна.
Ты правдива, хотя ты измена,
Ты и смерть, ты и жизнь кораблей.
О Елена, Елена, Елена,
Ты – красивая пена морей.
Слайд 15К.Д.Бальмонт и Е.К.Цветковская. Конец 1930-х годов
Слева направо: Мирра Бальмонт, А.Н.Иванова,
Ив Жантийом, О.А. и И.С. Шмелевы, К.Д.Бальмонт и Е.К.Цветковская. Капбретон.
1920-е годы
М.Лохвицкая
Слайд 16
Обыкновенные поэты, даже самые впечатлительные и пламенные,
всегда рассказывают, как они влюблялись в разных дам. У Бальмонта,
совершенно наоборот, всегда сообщается, как все женщины в него влюбляются, блаженно ему шепчут: «Это ты, это ты», «Ах, как сладко с тобой». Не они его, а он их «обжигает» поцелуем «несказанным». И поэт до такой степени привык делать счастливыми десятки своих возлюбленных, что он так уже прямо и говорит: «Мой сладкий поцелуй».
Обаятельность его совершенно неотразима: «Я весь весна, когда пою, я светлый бог, когда целую». «Кто равен мне в моей певучей силе»?- задается он вопросом и тотчас же отвечает: «Никто, никто».
Слайд 17Символический стих Константина Бальмонта сближается с мифом:
В
стихотворении "Славянское Древо" он воспевает мифопоэтические мировое древо, отвлеченно вобравшее
в себя "все известные породы деревьев".
Основная черта поэзии Бальмонта— желание отрешиться от условий времени и пространства и всецело уйти в царство мечты.
Слайд 18 Бальмонт - поэт старшей плеяды российских
символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме.
Его стихи сближаются с мифом. Лирический герой его поэзии движим рвением окунуться в "безбрежность" мира, в нескончаемое его обилие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой "мимолетности" жизни.
В стихотворении "Завет бытия" (1901) поэт заявил, что его поэтическая программа завещана ему самой природой:
...Мне ответил играющий ветер
"Будь воздушным, как ветер, как дым!»
...Мне ответило звучное море:
"Будь постоянно полнозвучным, как я!"
...Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: "Гори!"
Слайд 19 ПОКЛОНЕНИЕ СТИХИЯМ:
Поклонение стихиям у
Бальмонта было связано с культом красы, безразличием к этическим ценностям,
равнодушием к социальным проблемам и попыткой возвысить « безусловную свободу демонической, все преступающей личности ».
Слайд 20Бальмонт сам себя считает поэтом стихий.
« Огонь, Вода, Земля
и Воздух, - четыре царственные стихии, с которыми неизменно живет
моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Огонь же – это «любимая моя стихия… Я молюсь Огню. Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огня, тот слит с Мировым »
Слайд 21ВСЕ ТВОРЧЕСТВО БАЛЬМОНТА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ПЕРИОДА:
1)Период угнетенности и
печали;
2)Переходный период;
3) Период радостного и жизнеутверждающего мироощущения.
Слайд 22В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД его творчества он пишет сборник «Под северным
небом» - тут все серо, тоскливо, безнадежно. Жизнь представляется «болотом»,
душу давит «бесконечная печаль», привлекают и манят к себе таинственные «духи ночи», и с собою любовью воспевается «царство бледное луны».
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД он пишет два типически-декадентских сборника : «В Безбрежности» и «Тишина» - тут уже не только угрюмая тоска, но и возведение бессилия в перл создания и апофеоз гордого уединения, роковым образом переходящего в самодовлеющий эгоизм.
ВТОРОЙ ПЕРИОД - это новый этап его творчества, он пишет сборники «Горящие здания» и «Будем как Солнце». На смену уныло-сумрачному настроению приходит радостное, жизнеутверждающее мироощущение.
Слайд 23 Символический стиль Бальмонта закреплён в его живом, поэтическом слове,
мысль кажется изломанной, манерной, но никогда не теряет при этом
образности и точности. Лучше всего об этом сказал сам поэт:
Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
Оригинал автора
Слайд 24Произведения Бальмонта отличаются музыкальностью и легкостью стиха . Он использует
такие тропы, как:
Метафоры («бьёт дыханьем твердь», вал «мятежиться»,
Эпитеты( «бесстрастная
звезда», «непонятная лазурь», «звучная волна»);
Ассонансы (Луга удирают далеко – далеко, Во всём утомленье – глухое, немое);
Аллитерацию («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн
Неологизмы (мятежиться, предлунный, внемирный);
Отвлеченные слова( безызмерность, печальность, (росистая) пъяность, запредельность, напевность, многозыблемость, кошмарность, безглагольность).
Слайд 25Выводы:
1.Творчество Бальмонта зависит от фактов его биографии.
2.В сборниках стихотворений нашли
отражение любовь поэта к разным женщинам, в разные периоды его
жизни.
3.Символические стихи Бальмонта сближаются с мифом.
4.Огонь, Вода, Земля и Воздух - четыре царственные стихии, которым поклоняется Бальмонт.
5.Книги Бальмонта образуют «звенья», в них есть «внутренняя неизбежность» единого пути – устремленность к «свету», «огню», «Солнцу».
6.Нежность, женственность – основные определительные свойства поэзии Бальмонта.
7. Произведения Бальмонта отличаются музыкальностью и легкостью стиха .
Слайд 26АВТОР РАБОТЫ
Бонцьо Славяна, ученица 11 класса МОУ «СОШ №6»
Руководитель
Шугаепова Р.З., учитель русского языка и литературы
2009г.
г.Тында