Слайд 1
Технология
уровневой
дифференциации
обучения
Учитель математики МОУ
Лицей № 10
имени Д.И.Менделеева
Зимняя Н.В.
Слайд 2
Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить
детей к созиданию самих себя
Шалва
Амонашвили
Слайд 3Дифференциация в переводе с латинского означает
разделение, расслоение целого на
различные части,
формы, ступени.
Слайд 4Дифференцированное обучение это
форма организации учебного процесса, при которой учитель работает
с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо
значимых для учебного процесса общих качеств
Слайд 5Виды дифференциации
Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям,
интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание
образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.
Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.
Слайд 6Цель технологии уровневой дифференциации:
обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня
подготовки по предметам;
создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности
к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
Слайд 7. Уровневая дифференциация предполагает только два уровня: «ученик должен»
(усвоить
базовый уровень) и
«ученик может»
(в соответствии со своими возможностями
и интересами обучаться на повышенном уровне).
Слайд 8
Восприятие и усвоение информации в разных видах деятельности
У обучающихся
остается в памяти от того, что они…
Объясняют кому –то сами
93%
Проговаривают в то время, как делают 89%
Обосновывают на личном опыте 81%
Обсуждают с другими 72%
Видят и слышат 54%
Видят 35%
Слышат 23%
Читают 12%
Слайд 9Основные принципы формирования групп
1)по уровню умственного развития;
2) по типу мышления;
3)в зависимости от поставленной задачи.
Слайд 10Обученность
- это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика,
которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый
учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения.
Слайд 11Обучаемость
– это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов
их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития,
это комплекс интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения.
Слайд 13Первая группа(уровень)
– низкий уровень умений и навыков. Осуществляется только воспроизведение
и запоминание. Этот уровень связан с непосредственным воспроизведением содержания изученного
материала различной сложности.
Слайд 14Вторая группа (уровень)
средний уровень знаний и умений. Осуществляется применение знаний
в знакомой ситуации по образцу. Происходит выполнение действий с четко
обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы)
Слайд 15Третья группа (уровень)
– высокий уровень знаний и умений. Осуществляется применение
знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески
Слайд 16
Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер. Она должна
быть гибкой и подвижной, позволяющей подходить индивидуально к каждому ученику.
Основная
ее задача – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования
Слайд 17Способы уровневой дифференциации на уроках
1. Дифференциация по объему учебного материала.
2.
Дифференциация по уровню трудности.
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
4.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
Слайд 18Первый этап
Ознакомление детей с учебным материалом на базовом уровне, проработка
этого материала всеми учащимися. Это задания на непосредственное применение правил,
теорем, определений, алгоритмов, не требующие преобразований усвоенных знаний.
Слайд 19Второй этап
На втором уровне решаются задачи, требующие применение усвоенных знаний
в нетиповой ситуации. Ученик, комбинируя приемы решения задач, выбирает соответствующий
способ деятельности. Это комбинированные задачи, требующие применение различных элементов знаний первого уровня
Слайд 20Третий этап
Задачи третьего уровня требуют от ученика применения знаний в
новой для него ситуации, в конструировании новых для ученика систем,
используя смекалку, сообразительность, интуицию. Деятельность ученика приобретает поисковый характер
Слайд 21Технология уровневой дифференциации – это система учебных занятий состоящая из
4-х блоков:
1. Урок мотивации (знакомство с технологической картой изучаемой темы,
формами работы, контроля.)
2. Уроки изучения нового.
3. Уроки формирования умений и навыков(отработка материала )
4. Уроки контроля.
Формы организации учебных занятии каждого блока могут быть различными
Слайд 22При закреплении и повторении материала применяется методика выбора разноуровневых заданий
Первый
вариант (А) точно соответствует обязательным результатам обучения.
Второй вариант (В)
предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника,
третий вариант (С) - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор предоставляется самому школьнику.
Слайд 24 "Квадратные уравнения. Теорема Виета"
Слайд 25Тема: «Действия со степенями с натуральным показателем». Уровень
1.
Слайд 26Вынесение общего множителя за скобки
Слайд 27Концептуальные положения данной технологии
обязательность базового уровня для всех учащихся в
условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения
должна быть реально выполнима.
при демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику.
базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.
мотивация, а не констатация.
признание права ученика на выбор уровня обучения.
новая психологическая установка для учащегося: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
ученик должен испытывать учебный успех.
базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником.
Слайд 28 Теоретические позиции:
дает возможность
учитывать познавательные интересы
учащихся
устранить перегрузку программ и учащихся
развивать каждого учащегося в
меру его сил и способностей
создавать психологический комфорт в учебе
Слайд 29Методическая основа:
индивидуализация обучения;
дифференцированный уровень требований;
материал дается всем
учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и
навыков ведется на трех разных уровнях;
от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить
Слайд 30Результаты применения технологии
-предотвращение пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся,
выравнивание степени подготовки всего класса;
-развитие способностей и интересов учащихся;
-повышение качества
знаний;
-более рациональное использование учебного времени каждого;
-вовлечение всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
Слайд 31
-устранение разрыва между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером усвоения
знаний
прочное усвоение базовых знаний по предмету;
-систематизация усвоенных знаний;
-формирование навыков самоконтроля;
-формирование
мотивации к учению в целом;
-оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом