Слайд 3Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило
родоначальником всего последующего западного искусства.
Слово «античный» происходит от латинского
«антиквус», что в переводе на русский означает «древний».
Впервые термин «античность» был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.
Слайд 4Объединяет искусство рабовладельческих государств Средиземноморья и Передней Азии (Древняя Греция
и эллинистические государства, Древний Рим) в период с I тыс.
до н. э. по первую половину I тыс. н.
Слайд 5Характерные черты
античной культуры
Античная культура Средиземноморья - величайшее творение человечества.
Античная
эпоха – «детство человечества», памятники которого до сих пор оказывают
огромное художественное воздействие
Слайд 6«греческое чудо» Г. Шлиман
«быстро облетающая роза» Гегель
«символ благополучного существования»
И.Тэн. Э.Ренар
«античеловечный, кровавый процесс становления новой европейской цивилизации» А.Бонар
Слайд 7Составляющие потоки
жителей островов Средиземноморья, древняя минойская, эгейская культура, опыт жителей
Крита, Микен, Тиринфа, изобразительный стиль настенных росписей и керамики, скульптура
Киклад, золотые и бронзовые изделия
Древнее искусство Египта и Месопотамии (композиционные и технические приемы, образы восточной мифологии)
Культура дорийцев (искусство геометрического стиля)
Слайд 8«Человек – мера всех вещей»
др. философ Протагон
Слайд 9
Все было осязаемо и близко -
Дух мыслил плоть и
чувствовал объем,
Мял глину перст и разум мерил землю...
Мир
отвечал размерам человека,
И человек был мерой всех вещей.
М. Волошин об античном искусстве
Слайд 10Греция - не представляла собой единого географического пространства.
Не было единства
и в социально-экономическом плане
Слайд 11Однако, античная культура – определенная ЦЕЛОСТНОСТЬ
Слайд 12Космологичность
Космос – абсолют.
Космос – не только мир. Вселенная, но
и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу, упорядоченностью и красотой
Слайд 13Храм в Селинунте. Сицилия 6 век до н.э.
Слайд 14Красота
Эстетическая категория, пронизывающая всю античную культуру
Слайд 16Мера
Эстетическая категория, получившая развитие в культуре.
Исходный принцип существования чего-то определенного.
«Меру
во всем соблюдай» Гесидор
«Прекрасное есть надлежащая мера во всем» Демокрит
«Ничего слишком!» надпись н фронтоне Дельфийского храма Аполлона
Слайд 17 Мраморная лошадь 490 г. до н.э.
Слайд 18Гармония
Основная черта бытия
Наивысшее выражение гармонии в искусстве, но обазцом
является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества
Слайд 19 «Базилика» в Пестуме сер. 6 в. до н.э.
Слайд 20Античная культура – тип европейской рациональной культуры
«гармония – отношение величин,
которым свойственно движение и положение» Аристотель
Наличие канона, определяющего идеальные
пропорции гармоничной фигуры человека
Теоретик пропорций Поликлет, скульптор, автор труда «Канон»
Слайд 21Поликлет Дорифор 5 век до н.э
Статуя иллюстрирующая теорию служила долгое
время образцом для художников.
Слайд 22Идеал гражданина греческого полиса – калокогатия
прекрасная (kalos) и
хороший, добрый (agathos) человек, объединяет красоту безупречного тела и внутреннее,
нравственное совершенство.
Слайд 23Антропоцентризм
Космологизм предполагал антропоцентризм, соотношение человека и космоса, природных объектов
с человеческим телом
Слайд 24 Пифагор Регийский Мальчик вынимающий занозу 480 г. до н.э.
Слайд 25Культ тела
Идеализируемые боги представляются в образе человека
Красота, сила необходимы были
для военных целей
Человеческое тело – мерило всех форм греческой культуры
(риторика, особенно архитектура и скульптура)
Слайд 26 Агесандр из Антиохии Афродита Милосская 2 в. до н.э.
Слайд 27 Раненый воин с восточного фронтона храма Афины Афаи
Слайд 28Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины –физически сильного, твердо стоящего
на земле, не требующего украшения
Храм Посейдона в Пестуме 5 в.
до н.э.
Слайд 29 Стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной
и нарядной.
Акрополь в Афинах. Фрагмент ионической колонны в Пропилеях
Слайд 30 Навершие коринфской колонны. Создана «в подражание девичьей грации» Витрувий
Слайд 31Состязательность
Черта античной культуры, которая характеризует все сферы жизни
Безличность греческой культуры
(Фидий, изобразивший себя на щите статуи Афины Промахос)
Античный агон (борьба)
Олимпийские игры в честь Зевса, Пифийские игры в Дельфах в честь Аполлона, Истмийские игры в честь Посейдона.
Слайд 32 Греческий атлет, приписывается Критию 480 г. до н.э.
Слайд 33 Мирон Дискобол мраморная римская копия 480 г. до
н.э.
Слайд 36 Фрагменты рельефа Парфенона 5 в. до н.э.
Слайд 37 Рельеф. Фрагмент фриза Мидиец и перс
Слайд 38 Рельеф Гермес ведет в танце дочерей Кекропа
480 г. до н.э.
Слайд 39Основные этапы развития эллинской художественной культуры
Крито-микенский или эгейский период (III
– II тыс. до н.э.)
Гомеровский период (XI – IX вв.
до н.э.)
Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) -доклассический период
Классический период (480 – 323 гг. до н.э.)
Культура эллинизма
Древнеримская культура
Слайд 40Крито-микенский
или эгейский период
Расцвет мастеров Крита
Рост творческой активности ахейских
племен на Балканском полуострове
Архитектура, скульптура, керамика
Слайд 41 Кносский дворец сер. 2 тыс. до н.э.
Слайд 42 Богиня со змеями из Кносса в высоком головном уборе
сер. 2 тыс. до н.э.
Богиня со змеями из Кносса
сер. 2 тыс. до н.э.
Слайд 43 Изображение акробатических игр с быком из Кносса сер.
2 тыс. до н.э.
Девушка, участница торжественной процессии
сер. 2 тыс. до н.э.
Слайд 44 Рельефные фигурки животных из Кносса сер. 2 тыс.
до н.э.
Слайд 45 Ритон с морскими звездами из Закро сер. 2 тыс.
до н.э.
Ваза из Закро сер. 2 тыс. до н.э.
Слайд 46Статуя богини с головками мака в прическе 1400-1200 г.
Слайд 47Топор-молот. Найден во время раскопок Трои Г.Шлиманом
Слайд 48Кубки с рельефными изображениями укрощения быков
Слайд 49Арфист.Кикладский идол, мрамор около 3 в до н.э.
Слайд 50Гомеровский период
Знаменитый эпос
Распространение керамики и мелкой пластики геометрического стиля
Слайд 51Архаическая эпоха
Бурное развитие искусства
Слайд 52Фрагмент рельефа фриза Парфенона 5 в до н.э.
Слайд 54Крылатый сфинкс, скульптура с акрополя, сер 6 века
Слайд 58Классический период
Ранняя классика - перв. пол. V века до н.э.
Высокая
классика – третья четверть V века до н.э.
Поздняя классика -
IV век до н.э.
Слайд 60Мраморная стела с изображением Афины 460 г до н.э.
Слайд 61Мирон-Афина и Марсий 5 в до н.э.
Слайд 62 Парфенон (храм Афины Парфенос) на вершине Акрополя 5 в
Слайд 63Эрехтейон-портик Кариатид на Акрополе.
Слайд 64 Фидий-Мойры-Фрагмент восточного фронтона Парфенона.
Слайд 67Эллинизм
Широкое распространение культуры эллинизма среди народов бассейна Средиземного моря
Слайд 68 Агесандр, Полидор и Афинодор-Лaокоон. Около 25 г. до н.
Слайд 69 Пракситель-Афродита Книдская. Между 370 и 340 гг. до н.э
Слайд 70 Афина-мраморная копия 2 в. н.э. хризоэлефантинной статуи
Слайд 71 Лисипп-Отдыхающий Гермес.4 в. до н.э.
Слайд 72 Афина и Алкионей. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Ок
Слайд 73Литература
Алпатов М.В. Всеобщая история искусств Т.1-3.
Античная скульптура из собрания
ГМИИ им. А.С.Пушкина. Альбом – М.,1987
Бонар А. Греческая цивилизация От
Антигоны до Сократа. М.,1992
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции - М., 1972
Власов В.Г. Стили в искусстве Т.1-3 – СПб., 1995-97
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1 От древнейших времен до XVI века - М., 1969
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М. 1990
Легенды и мифы Древней Греции
Лосев А.Ф. истоки античной эстетики. М., 1963-88
Полевой В.М. Искусство Греции. М., 1970
Словарь античности – М., 1989.
Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады: Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. – М., 1996
http://prezentacija.biz/
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех