Слайд 1«Энциклопедия, или толковый
словарь наук, искусств и ремёсел»
(фр. Encyclopédie, ou
Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers)
Французская энциклопедия
эпохи Просвещения, одно из крупнейших справочных изданий XVIII века
(т. 1—35, 1751—1780), которое, как считается, подготовило почву для Великой французской революции.
Слайд 2Гравюры из Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел
Работа состояла из 35 томов, насчитывала 71 818 статей и
3129 иллюстраций.
Первые 28 томов (17 томов текста (60 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту), опубликованные между 1751 и 1766 годами, были созданы под редакцией Дидро (хотя некоторые тома, состоящие из одних иллюстраций, не были напечатаны до 1772).
Оставшиеся пять томов энциклопедии были написаны другими авторами в 1777, а 2 тома индекса (указателей) — в 1780.
Слайд 3Вступление к «Энциклопедии», написанное д’Аламбером, можно рассматривать как манифест идей
Просвещения.
Изначально издание задумывалось как перевод на французский язык британского
энциклопедического словаря Эфраима Чамберса (1728). После двух неудачных попыток найти подходящего редактора, в 1747 году, инициатор «Энциклопедии», парижский книгоиздатель А. Бретон остановил свой выбор на Дени Дидро. Тот занимался энциклопедией в течение 25 последующих лет. Он был организатором, ответственным редактором, составителем проспекта и автором большинства статей по точным наукам.
Много видных фигур эпохи просвещения приложили руку к созданию статей, включая Вольтера, Руссо, Монтескьё. Человеком, который внёс наибольший вклад, является Луи де Жокур, который написал 17 266 статей, или примерно по 8 в день с 1759 по 1765.
Слайд 4Эпоха Просвещения
Одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная
с развитием научной, философской и общественной мысли.
Собственно термин «просвещение»
преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века.
Слайд 5Создатели Энциклопедии видели в ней инструмент, при помощи которого они
уничтожат суеверия, предоставляя доступ к знаниям человечества. Это было квинтэссенцией
мыслей Просвещения.
«Энциклопедию» обвиняли в том, что она наносит вред религии и общественной морали, её издание неоднократно приостанавливалось.
«Энциклопедия» высказывалась в пользу протестантизма и оспаривала католические догмы. Больше того, в ней религия рассматривалась как ветвь философии, а не как последнее слово в науке и морали.
Покровительство влиятельных сторонников, в том числе маркизы де Помпадур, помогло завершить работу.
Слайд 6Среди именитых людей,
так или иначе причастных к её написанию
были:
Ж. Л. д’Аламбер — редактор, математика, науки, философия, религия.
Э. Б. Кондильяк — философия.
Шарль Боссю —
математика.
Бюффон — естественная история
Добантон — естественная история.
Дени Дидро — главный редактор, экономика, механика, философия, политика, религия.
П. Гольбах — химия и минералогия, политика и религия.
Луи де Жокур — экономика, литература, медицина, политика.
Ш. Л. Монтескьё — часть статьи «о вкусе».
Франсуа Кёне — статьи «крестьяне» и «злаки».
Анн Робер Жак Тюрго — экономика, этимология, философия, физика.
Вольтер — история, литература, философия.
Ж. Ж. Руссо — музыка, политическая теория
Слайд 7Кроме того, «Энциклопедия» служила справочником и кратким руководством по всем
существующим на тот момент технологиям, описывая инструменты и способы их
применения.
Слайд 8«Энциклопедия» представила схему распределения человеческих знаний. Три главные ветви, согласно
ей:
В 1775 году права на издание перешли к
Шарлю-Жозефу Панкуку. Он выпустил пять томов дополнительных материалов и двухтомный индекс. Некоторые включают эти тома в первое издание и, таким образом, «Энциклопедия» насчитывает 35 томов, хотя последние не были написаны именитыми авторами. С 1782 по 1832 Панкук и его последователи расширяют «Энциклопедию» до 166 томов. Она теперь носит название «Encyclopédie méthodique». Эта огромная по времени и объёму работа заняла тысячи рабочих и 2250 участников-авторов.
Теология, что примечательно, располагается в ветви «Философия» и занимает всего несколько пунктов.
«Память»/история,
«Разум»/философия,
«Воображение»/поэзия.
Слайд 9Роль «Энциклопедии» как интеллектуальной подоплёки французской революции неоспорима. Британская энциклопедия
(классическое издание 1911 года) пишет: «Не существовало никогда энциклопедии, политическая
важность которой была бы так велика, равно как и энциклопедии, которая заняла бы такое видное место в жизни общества, истории и литературе своего века. Она не только давала информацию, но навязывала мнение».
Энциклопедии получили распространение во всех странах. В 1772 году начала выходить «Британника» в Эдинбурге, а с начала XIX столетия энциклопедии выходят в Германии, Испании, России. Все они были вдохновлены опытом первой энциклопедии.
«Энциклопедия» получила по тому времени довольно широкое распространение. В начале выходила по подписке. В первый раз откликнулось более 2000 подписчиков. Она выходила тиражом 4250 экземпляров (в XVIII веке тираж книг редко превышал 1500 экземпляров). Она несколько раз переиздавалась, в том числе в Лукке (1758—1776), Женеве (1778—1779), Лозанне (1778—1781), во многих странах, включая Россию, появились полные и частичные переводы статей оригинального издания.
«Энциклопедисты успешно обосновывали и рекламировали свою точку зрения, свою веру в силу разума. Они распространили знание, способное всколыхнуть волю человека и помогли сформировать те общественные проблемы, на которых фокусировалась французская революция. Несмотря на то, что вряд ли художники, техники и все те, чья работа и присутствие рассеяны по „Энциклопедии“, читали её, признание их работы равной работе интеллектуалов, церковников, и правителей фактически подготовило почву для протестов и вопросов. Так, „Энциклопедия“ послужила для того, чтобы распознать и оживить новую основу власти, полностью разрушая старые ценности, и создавая новые» — пишет Кларинида Донато в «Энциклопедии века революции».
Слайд 10ПРЕКРАСНОЕ (метафизика)
«Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера»
Дидро, Д'Аламбер
Настоящее издание,
содержащее наиболее полную подборку философских статей из знаменитой французской Энциклопедии
Я
называю прекрасным вне меня все, что содержит в себе то, от чего пробуждается в моем уме идея отношений, а прекрасным для меня - все, что пробуждает во мне эту идею.
Удовлетворюсь одним примером из области литературы. Всем известны возвышенные слова в трагедии "Гораций": "Лучше бы он умер!". Я спрашиваю у кого-нибудь, кто незнаком с пьесой Корнеля и не имеет понятия об ответе старого Горация, что он думает о восклицании: "Лучше бы он умер!". Несомненно, что тот, кого я спрашиваю, не зная, что означают слова: "Лучше бы он умер!", - не имея возможности догадаться, законченная ли это фраза или отрывок ее, и с трудом устанавливая грамматическую связь между составляющими ее четырьмя словами, ответит мне, что она не кажется ему ни прекрасной, ни безобразной. Но если я скажу ему, что это - ответ человека, спрошенного о том, как другой должен поступить во время сражения, он увидит в словах отвечающего выражение мужества, которое не позволяет ему считать, что при всех условиях лучше жить, чем умереть.
Теперь слова "Лучше бы он умер!" его заинтересуют. Если я добавлю, что в этом сражении дело идет о славе родины, что тот, кто сражается, - сын того, который должен дать ответ, что это единственный сын, оставшийся у него; что юноша должен был биться с тремя врагами, которые уже лишили жизни двух его братьев; что слова эти старец говорит своей дочери; что он римлянин, - тогда восклицание "Лучше бы он умер!", раньше не бывшее ни прекрасным, ни безобразным, будет становиться все более прекрасным по мере того, как я буду раскрывать его взаимоотношения со всеми этими обстоятельствами, и в конце концов станет возвышенным.
Слайд 11СЧАСТЛИВЫЙ. (...)
То, что называют счастьем, - абстрактная идея,
составленная из ряда представлений об удовольствиях; ибо тот, кто испытал
лишь один момент удовольствия, не счастливый человек, равно как и один момент страдания не делает людей несчастными.
Удовольствие короче счастья, а счастье более преходяще, чем блаженство. Когда говорят: "В этот момент я счастлив", слово "счастлив" здесь употреблено неверно, ибо это выражение означает только то, что я испытываю удовольствие. Если в какой-то промежуток времени удовольствие испытывается несколько чаще, то это время можно назвать счастливым; продлись это счастье еще дольше, оно окажется состоянием блаженства. Состоятельный человек иногда весьма далек от того, чтобы быть счастливым, как больной, которому все противопоказано, ничего не ест на праздничном пиру, приготовленном в его честь.
Но если хотят знать, кто более счастлив из двух людей, в равной мере здоровых, богатых, находящихся в одинаковом положении, то ясно, что здесь решающее значение имеет их состояние духа. Более умеренный, менее беспокойный, и в то же время более чувствительный должен быть более счастливым. Но, к несчастью, более чувствительный всегда оказывается и менее умеренным. Не наше положение, в котором мы оказываемся, а склад нашей души делает нас счастливыми. Но эта предрасположенность нашей души зависит от органов нашего тела, а они устроены без какого бы то ни было нашего участия.
Над этим стоит подумать читателю. Есть очень много вещей, о которых он сам может сказать значительно больше, чем кто бы то ни было. Ремеслу людей учат, о вопросах морали их побуждают думать самостоятельно.