Слайд 1Происхождение слова гусли
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества
скрыли от нас и возраст и место их рождения. В
разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.
В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла". Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента.
http://prezentacija.biz/
Слайд 2Гусли – народный музыкальный инструмент. Происходит от слова «гудеть». Гудением
называли звук струн.
Имели горизонтальное положение. На гуслях играли богатыри Добрыня
Никитич, Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. Были распространены среди скоморохов.
В XX веке гусли усовершенствовали. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стало постоянным 12-13.
Слайд 3
Первые сведения о гуслях относятся к VI веку. Это щипковый
инструмент. Звук звонкий. На гуслях сопровождают пение и сказ былин.
Входят в состав оркестра народных инструментов.
Слайд 4Играли на гуслях сидя, инструмент клали в слегка наклонном положении
на колени, оперев вершину его о грудь. На струнах высокого
регистра исполняли мелодию, а на нижних – гомофонно-гармоническое сопровождение и басовый бурдон. Практиковалась также игра стоя.
Слайд 5Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с
гуслями имеют сходство греческий псалтир, еврейский киннор и армянский канон
; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.
Слайд 6Изготовление
Обычно делается из уже обработанной доски, иногда - из деревянной
колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста.
Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) - кедр. Раньше также использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор.
Слайд 7Струны
Звучание гуслей зависит от качества струн. На современных гуслях струны
делаются из проволоки, изготовленной из специальных сортов стали. Различаются струны
по длине и имеют сечение — от тонких 0,30 мм до более утолщенных 0,70 мм. В данном примере струны, натянутые на гуслях, не имеют подставки, и их звучание — нежное и звенящее.
Слайд 8Приемы игры
Звук на инструменте извлекается следующими способами:
бряцание — поочередные удары медиатором
по струнам вниз и вверх;
арпеджио — последовательное извлечение звуков, входящих в
аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;
глиссандо — быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;
тремоло — быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;
пиццикато — воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;
извлечение аккордов — производится ударами медиатора вниз.
Удар по струне делается более резко и сильно, акцентируя.
Слайд 9Разновидности гуслей, корпус которых изготавливается способом долбления (выборкой) древесины из
заготовки:
Слайд 10Гусляры
Гусляр Егор Стрельников родился на Украине, в Запорожской области. С самых первых
концертов проявил себя как яркий, самобытный гусляр-инструменталист, виртуоз-самородок! Стихия звучания
живых струн гуслей, их волшебство и многотембровая глубина, жажда овладеть всеми тонкостями и приемами игры, привела его в класс знаменитого в России мастера — Дмитрия Локшина. Искусство инструменталиста обрело еще большую силу, когда он стал исполнителем духовных песнопений и былин Древней Руси. Яркая струнная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов. И вот, он уже звонарь Свято-Данилова монастыря в Москве.
В концертной деятельности, происходит встреча с соратниками — Валерием Гараниным, Любовью Басурмановой, Максимом Гавриленко, Василием Жданкиным и гитаристом Иваном Смирновым. Принимает активное участие в фестивалях духовной и традиционной музыки. Его культурная миссия в Сербию в начале 2005 года оказалась очень важной для духовного единения русского и сербского народов, результатом которой стал концерт «Русские за детей Косово».
Певец-гусляр Андрей Байкалец. Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Гусляр-певец из глубинки, из самой народной гущи. Появление его неожиданное было радостным событием для многих. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и сам голос - все это гармонично сливаясь воедино, пробуждает живые картины старины. Духовные песни, былины, исполняемые им, тревожат, согревают душу, надолго остаются в памяти. Удивляет обилие его репертуара, зрелость христианского мировоззрения.Он знает, что нужно делать, куда идти и что ожидает нас впереди. В песнях его звучит тревога, призыв, и в то же время, в них надежда, вера и любовь к ближнему. Наиболее популярен его альбом "Раю мой Раю".
Валерий Николаевич Тихов (1924—1999) - выдающийся русский советский исполнитель на гуслях звончатых, создатель оригинального репертуара для этого инструмента, организатор и создатель класса гуслей при кафедре народных инструментов Ленинградской консерватории. Записи были уничтожены.