Слайд 1Из истории костюма
Костюм - неотъемлемая часть истории человечества. Остановимся на
определении структурных частей, которые входят в общее понятие "костюм".
Понятие "костюм"
включает в себя четыре основные группы: одежда, головной убор, аксессуары, обувь.
Слайд 2Варианты мужской и женской одежды
1. Одежда бывает нижняя и верхняя,
с использованием тканей и материалов различного происхождения и разной структуры.
Одежда, как правило, имеет элементы украшения: пуговицы, пряжки, шнурки, вышивку, аппликации и многое другое. Форма и фасоны одежды, а также подбор тканей и материалов зависят от национальных традиций в искусстве данного народа и от влияния моды.
Изучая тот или иной вид одежды, следует учитывать его женские и мужские варианты.
Слайд 3Варианты головных уборов
. Головные уборы могут быть четырех видов :
- погодные - меховые шапки, шляпы, панамы и т. п.;
- традиционно-национальные (платки, сомбреро, чалма, тюбетейка, кокошник, тюрбан и т. д.); - форменно-официальные (фуражки, пилотки, кепи, шлемы и т. д.); - декоративные (варианты шляпок, повязки, сеточки, перья и т. д.).
Слайд 4Аксессуары
3. Аксессуары включают в себя огромное количество вариантов ювелирных украшений,
бижутерию, пояса, ремни, сумочки, перчатки, шарфы-платки, часы и другие сопутствующие
одежде предметы.
Слайд 5Костюм в древности
История обязана древним египтянам оставшимися изображениями народов, с
которыми они постоянно воевали. Сами египтяне в древности не носили
одежд, кроме передника. Даже в более поздние времена египетский костюм оставался легким. Лишь одежды знати и жрецов поражали своей роскошью.
Слайд 8Ассиро-Вавилония
Ассиро-вавилонский костюм был гораздо тяжелее египетского. Если египтяне предпочитали полупрозрачные
ткани, то ассирийцы носили узорчатые шитые кафтаны из шерсти или
хлопка и широкие плащи, бывшие привилегией знати. Женский наряд мало отличался от мужского.
Слайд 9Мидяне и персы
Большинство народов древности не употребляло панталон. Эта часть
одежды, которая теперь является неотъемлемой частью современного костюма, впервые появилась
у древних персов. Вообще, древняя персидская мода очень близка к современной. И в наши дни персы носят нижние и верхние кафтаны из пестрых тканей и широкие шаровары. Женская одежда состояла из тех же частей, что и мужская.
Слайд 10Фригийцы
Еще одно новшество ввели фригийцы, входившие в состав Персидской империи.
Историки пишут о существовании футляров, в которые фригийцы прятали зимой
руки; это были, очевидно, перчатки. Особо характерной деталью фригийского костюма являлась шапка с загнутым вперед верхом, которая до сих пор считается символом свободы и независимости
Слайд 11Малоазиаты
Подобно фригийцам одевались и другие малоазийские народы
Слайд 12Евреи
Элементы малоазийской одежды можно обнаружить и в еврейском костюма, который
состоял из рубашкоподобного передника, мантии и пестрого ковра, накидываемого на
плечи
Слайд 13Евреи
Одежда знати изготавливалась из дорогой материи и богато отделывалась. Позже
на еврейский костюм оказали влияние греческие и персидские традиции. Женские
одежды почти не отличались от мужских
Слайд 14Греки
Греческий и римский костюм состоял из верхней и нижней одежд.
Нижняя одежда (хитон у греков и туника у римлян) была
домашней одеждой мужчин и женщин. Вне дома ее носили под верхней одеждой - тогой или плащом.
Тогу имели право носить только римляне. Тога с пурпурной каймой служила знаком высокой должности. Обычным цветом как греческой, так и римской одежды был белый цвет
Слайд 16Византия
После распада Римской империи была основана Византия. И хотя ее
население состояло из римлян, на моду постепенно начало сказываться влияние
Азии. Византийские вельможи начали носить одеяния из тяжелых материй, падающих неподвижными складками. Одежда вышивалась богатейшими орнаментами. Даже христиане украшали свои одеяния картинами из Священного Писания. Основой одежды являлись длинная и короткая туники. Мужчины носили длинные панталоны.
Слайд 17Византия
В отличие от греков и римлян, византийцы предпочитали яркие, пестрые
наряды, белые одежды обозначали траур. Знать украшала свои костюмы у
ворота, у подола и на рукавах золотым шитьем и жемчугами
Слайд 18Скандинавы
С роскошными восточными тканями, благодаря морским походам викингов, познакомились скандинавские
народы. В дохристианское время одежда состояла из шерстяной или льняной
куртки, панталон и кожаных башмаков
Слайд 19Норманы и англичане до 1200 года
Позже в обычай входит ношение
двух курток; на верхней была богатая вышивка, а нижняя волочилась
по земле. Рукава женских платьев были такие узкие, что их застегивали после того, как рука уже была в них продета
Слайд 20Костюм в первые века рыцарства
В период Каролингов (до 888 года)
французская знать подражала византийской моде. Роскошь во Франции достигла такой
высокой степени, что Карлу Великому пришлось издать несколько декретов против роскоши и самому подавать пример простоты.
История оставила нам описание костюма Карла Великого. "Этот костюм был национальным франкским костюмом. Карл носил на теле льняную рубашку и такие же штаны; поверх этого он надевал тунику, обшитую шелковой бахромой, а на ноги - узкие чулки с перевязью и сапоги. Зимой он носил еще полукафтан из куньего или выдрового меха; поверх него он надевал венетский плащ и всегда был опоясан мечом с серебряной или золотой рукояткой и перевязью. Иногда, в торжественных случаях или для приема депутатов, он надевал более парадный, украшенный драгоценными каменьями костюм... В большие праздники он носил одежду, вышитую золотом, и сапоги, украшенные драгоценными каменьями... В обыкновенные дни он носил самый простой костюм, мало отличавшийся от простонародного".
Слайд 22Франкские воины в эпоху Каролингов
Слайд 23Франция 11 и 12 века
С расцветом рыцарства (XI век) одежда
становится изящнее и наряднее. Наряды уже не обременяются золотом и
украшениями, как во времена Каролингов. Основное внимание уделяется покрою платья и сочетанию цветов
Слайд 24Германия 12 век
Такие же изменения в моде произошли в Италии
и Германии, где рыцарство с восторгом восприняло культ женщины (рис
Слайд 25
Часто манера рыцарей одеваться резко противоречила их воинственному характеру. Поверх
рубашки они надевали тунику, доходившую, как у женщин, до самых
лодыжек, а на эту тунику - верхнее платье другого цвета без рукавов и без пояса. Ног из-под платья почти не было видно. Вообще, вся мужская одежда изменилась коренным образом. Широкие полотняные панталоны уступают место длинным узким панталонам вроде чулок, преимущественно красного или светло-коричневого цвета.
Слайд 28Костюм в эпоху возрождения
XIV и XV века можно назвать карнавалом
моды, потому что никогда народы Запада не одевались так странно
и причудливо. Люди старались проявить свою индивидуальность во всем, и прежде всего в одежде. Низшие сословия старались уподобиться высшим, а высшие сословия старались отличаться от низших. Так, вельможа мог носить башмаки длиной в полметра, но если ему начинал подражать простолюдин, то вельможа еще более удлинял носки башмаков. Такое соревнование длилось без конца.
Слайд 30Фигуры взятые из итальянской рукописи 14 века
Характерной чертой моды было
стремление мужчин и женщин сделать свою талию как можно тоньше.
Туника становится такой узкой, что ее уже нельзя надевать через голову. Так появляется узкий, короткий, застегнутый на все пуговицы камзол
Слайд 31Англия 14 век
Рукавам придают форму колоколов или крыльев, которые свешиваются
до колен и закрывают часть спины. Но обыкновенно такие рукава
висят сзади только в качестве украшения, а руки продеваются в особые проймы, находящиеся спереди
Слайд 32Деталь картины Мазолино да Паникале (начало 15 века)
Многие дамы носят
платья со шлейфом. Впоследствии эти шлейфы достигают таких колоссальных размеров,
что их приходится поддерживать пажам. На своих картинах художники старались расположить шлейфы красивым веером, передать малейшие изгибы складок. Понятие богатства тесно связывается с длиной шлейфа, который волнами ложится у ног.
Слайд 33
Изящный вкус и практичность в одежде обнаруживают только итальянцы. Ни
в одной стране не занимались так своей внешностью, нигде не
обращали такого внимания на изысканность и роскошь костюма, как в Италии. С XII века там начинают выделывать дорогие ткани, до этого времени изготовлявшиеся только на Востоке. Знатнейшие люди и художники занимаются женскими туалетами и покровительствуют им: нередко послы иностранных держав в Италии в донесениях своим королям подробно описывают женские наряды. Одежда казалась итальянцам необходимым дополнением природной красоты. Женская красота была возведена в культ: ее воспевали поэты, воспроизводили художники.
Слайд 35
К этому времени относится расцвет Испании, которая достигла небывалого могущества.
Испанец гордился тем, что во владениях его короля, включавших в
себя Италию, Германию, Нидерланды и другие страны Старого и Нового Света, никогда не заходит солнце, и старался подражать двору в смысле обычаев и моды. А при дворе царил суровый этикет, холодное величие и гордая царственная пышность. Испанская мода стала господствующей, это признали все европейские государи и вельможи, подчинившиеся ей самым рабским образом. Только Италия в области моды была по-прежнему довольно самостоятельной, что объяснялось облагораживающим влиянием искусств, предохранявшим итальянцев от слепого подражания нелепостям испанской моды.
Слайд 36Испания Вторая половина 16 века
Особенностями испанского костюмы были трико (узкие,
вязанные из шелка брюки), брыжевый воротник в форме мельничного жернова,
кружевные манжеты, короткие шарообразные панталоны у мужчин, пышные буфы на плечах, разрезанная от талии в виде расходящегося клина юбка у женщин.
Слайд 39Франция. Первая половина 17 века.
XVII век наступил, когда вся Европа
была поглощена Тридцатилетней войной. Естественно, что господином в это время
был солдат, и он задавал тон в смысле моды. Камзол, кожаная безрукавка, полотняный или даже кружевной воротник, широкая войлочная шляпа со страусовым пером, которое свешивалось сзади в виде лисьего хвоста, высокие ботфорты с гигантскими шпорами, перевязь, широкий кушак в виде шарфа, длинный палаш или шпага в ножнах - вот составные части солдатского костюма того времени.
Слайд 40Законодатель мод, солдат, держится с одинаковой развязностью и в доме
скромного горожанина, и в салонах знати, не говоря уже о
лагере, где он обыкновенно проводит все свое свободное время за стаканом вина и хвастливо повествует о своих похождениях, сопровождая рассказ энергичными ругательствами. Чем дольше тянется война, тем ярче обнаруживается воинственный характер костюма, и наконец в середине века эта мода становится господствующей во всей Европе.
Слайд 41Под влиянием солдатской моды одежда знати утрачивает мало-помалу тяжеловесный характер,
свойственный испанскому костюму. Эта перемена резко бросается в глаза на
картинах художников того времени: Рубенса, Ван Дейка, Якоба Иорденса, Корнелиуса де Фосса, Кристофа Паудиса, Филиппа де Шампеня, Пьера Миньяра и др. Даже костюмы высшей аристократии становятся легче.
Слайд 42Чтобы смягчить воинственный характер костюма, приходилось прибегать к кружевам. Широким
кружевом отделывался ворот, отвороты на рукавах и внутренние края ботфортов,
а узкими - камзол и панталоны. Впоследствии страсть к кружевам превратилась в манию; на них тратились целые состояния. Кружевные воротники носили все, причем наиболее распространенным был широкий отложной воротник. Мужчины носили эти широкие зубчатые воротники еще чаще, чем дамы. При этом они обыкновенно клали воротник на темный бархат или на сукно, чтобы выделить рисунок кружев. Кружевной воротник носили даже поверх панциря при неполном боевом вооружении. Везде господствовала французская мода.
Слайд 43Модный немецкий костюм 1650 года
Слайд 44Наряду с "военным стилем" существует и другой, более изящный костюм.
Он состоит из камзола, широкополой шляпы, кружевного воротника и манжет,
но нижняя часть носит совершенно иной характер: широкие панталоны доходят до колен, на ноги надеваются длинные черные чулки, которые прикрепляются к панталонам особыми подвязками, отделанными кружевом, и шелковые башмаки с бантами или розетками из кружев или цветного шелка. Так одеваются все те, кому не нравится воинственный характер общепринятого костюма.
Слайд 45Франция. Вторая половина 17 века
Слайд 46Постепенно костюм становится все более женственным и вычурным. Классическое парадное
платье расцвета царствования Людовика XIV облегает корпус до талии и
затем падает складками, подобно юбке, до колен. Шилось оно с рукавами, похожими на наши, с той разницей, что они были шире, а ниже локтя образовывали раструбы с богатой отделкой. Широкая портупея, в которую была продета шпага, пересекала этот строгий костюм, сшитый из материй более или менее темных цветов. Вместо широких панталон носили широкую юбку, падавшую прямыми складками; ее подкладка была разделена на две широкие штанины, которые привязывались к коленам. Очень важной составной частью изысканного костюма сделались чулки; было принято носить их такого же цвета, как и весь костюм.
Слайд 49Во Франции в царствование Людовика XV верхнее платье становится проще,
талия опускается очень низко, оно делается более коротким, менее пышным,
менее разукрашенным, передние полы иногда закругляются, складки собираются сзади у боковых спинных швов; рукава доходят до самой кисти руки и кроятся такими же узкими, как и в настоящее время, только обшлага остаются широкими, раструбчатыми. Кафтан простого буржуа делается обыкновенно довольно длинным. К домашнему кафтану очень часто приделывается отложной воротник; однако встречаются и придворные кафтаны с отложными воротниками. Парадные платья украшаются бантами на плече. С 1700 года полы кафтана при верховой езде отворачиваются наружу, а их углы пристегиваются с помощью пуговицы или крючка. Такой кафтан с пристегнутыми полами стал военным костюмом; он же был прототипом фрака.
Слайд 51Придворная дама Марии Антуанетты. 1777 год
Главными составными частями женского костюма
были нижнее платье и роба, надевавшаяся сверху. Обе эти части
стали украшать фалбалами, состоявшими из узких полос материи, собранных в складки, местами перехваченных и разделенных на буфы, или же воланами. Постепенно женское платье стало принимать в нижней своей части такие невероятные размеры, что их диаметр достигал шести метров. Нужно было большое искусство, чтобы двигаться в обществе с таким сооружением.
Слайд 52«Инкроябль». 1797-1798 годы
В последнее десятилетие века, во времена Великой французской
революции, мода менялась ежемесячно. Чтобы не казаться аристократами, люди стали
одеваться небрежно и придавать своим костюмам довольно дикий вид.
Слайд 53Сатирическая гравюра на моды Директории, 1796-1797 годы
Слайд 541797 год
В женском костюме перемены сводятся к тому, что бюст
в течение все повышается, талия понижается, задняя часть юбки на
тазу, благодаря искусственным подкладкам, все увеличивается, грудь, благодаря косынке на каркасе, тоже все увеличивается и выступает вперед; узкие рукава доходят до кисти
Слайд 551800 год
К концу века начинается увлечение античностью, и модницы мало-помалу
дошли до наготы. Платье понемногу спускалось все ниже и ниже,
а грудь открывалась все больше и больше; руки, закрытые до локтя, постепенно обнажались до плеча, в конце концов у некоторых дам рукава совершенно исчезли. Наконец модницы нашли сорочки совершенно лишними и перестали их носить. Нижнее белье было заменено трико телесного цвета и богатыми подвязками, а некоторые смелые женщины надевали туники на голое тело, которое просвечивало сквозь прозрачную, легкую ткань.
Слайд 571810 год
Наш костюм и сегодня еще состоит почти
из тех же основных частей, из каких состоял сто лет
тому назад. Даже их форма почти не изменилась за это время; только в смысле покроя сделаны значительные успехи. В угоду моде изменялся лишь характер отдельных частей туалета; новых костюмов в течение XIX века не было создано;
Слайд 58. 1809 год довольствовались тем, что старые подвергали несущественным изменениям,
периодически возвращаясь через некоторое время к тому, что когда-то уже
носилось
Слайд 601819 год
все скромнее и скромнее ныне, уже из
практических соображений, костюму стараются придавать возможно менее бросающийся в глаза
вид
Слайд 61Принятая нашими предшественниками простая, но довольно однообразная форма одежды пришлась
ко двору всем слоям общества. Последствием этого явилась полная нивелировка
людей в области костюма.
Замечающиеся с начала XIX столетия пустячные изменения в костюме обусловливались главным образом большим количеством появившихся модных журналов. Каждый из них стремился создать что-либо новое, благодаря чему постоянно изменялся характер той или иной части костюма, оставляя общий вид его, как уже было упомянуто, почти без изменения. То, для чего прежде не хватало десятилетий,
Слайд 63. 1802-1803 годы стало меняться чуть ли не посезонно, по
временам года. Для того чтобы добросовестно перечислить все изменения, касавшиеся
то воротника, то выреза жилета, то ширины брюк, пришлось бы в хронологическом порядке пересмотреть все появившиеся за это время модные журналы. Поэтому мы приведем некоторые наиболее характерные костюмы эпохи, снабдив их короткими комментариями
Слайд 64Костюм для верховой езды. Соломенная шляпа. Редингот. Жилет из муслина.
Нанковые рейтузы. 1819 год
Слайд 65Фрак с бархатными отворотами. Галстук - косынкой. Жилет - шалью.
Гетры. 1820 год
Слайд 66. Суконный фрак. Жилет из кашемира на шелку с поджилетником.
Брюки из кашемира. 1821 год
Слайд 67В начале XIX столетия главной принадлежностью мужского туалета был фрак.
Его носили не только как придворный костюм и мундир, но
и в простом обиходе. На фрак всегда нашивались пуговицы с обеих сторон, даже тогда, когда он шился узким и так плотно прилегал к талии, что вдавливал бока и заставлял выступать бедра. В 1832 году появился фрак для верховой езды, отличавшийся особенно широкими фалдами, порой совершенно закрывавшими живот и только слегка скошенными, благодаря чему он напоминал сюртук с загнутыми внутрь полами
Слайд 68Редингот с тремя рядами металлических пуговиц. Брюки из кашемира. Соломенная
шляпа. 1821 год
Слайд 69Редингот из кашемира. Жилет и брюки из пике. Соломенная шляпа.
1823 год
Слайд 70Редингот из мериноса. Жилет и панталоны шерстяные. Касторовая шляпа. 2.
Английский фрак. Панталоны из бумажного сатина. Шляпа шелковая. 1826 год
Слайд 71Фрачный костюм из сукна. 2. Куртка и брюки из сукна.
Фуражка из сукна, отделанного бархатом и вышитого. Воротник из кожи.
1827 год
середине века фрак исчез из повседневного обихода, уступив место сюртуку. Сюртуки (рединготы) имели различный покрой
Слайд 72В середине века на смену коротким панталонам пришли длинные брюки.
Верхом изящества считались брюки, которые плотно обтягивали колено, а ниже
расширялись наподобие воронки. Чуть позже в моду вошли брюки, заостренный передний конец которых спускался на башмак.
Слайд 73. "Венская мода". 1836 год, август
Женское платье с талией, находящейся
чуть ниже груди, уступило место платьям с нормальной талией. Декольте
стало не таким низким, а короткие рукава заменены длинными. Часто костюм для визитов состоял из двух платьев, причем верхнее было короче нижнего
Слайд 74Рисунок Конт Каликса. 1848 год
В конце века юбки снова стали
пышными, в сборку. Лиф заканчивался у самых бедер. Очень модными
считались пышные рукава из тюля, сквозь которые просвечивала рука.
Слайд 75. 1. Редингот с двумя рядами пуговиц и рукавами a
la pagode. Белый жилет. 2. Тюлевое платье, вышитое гладью шелком.
Юбка с двумя воланами. Шарф из той же материи. 1850 год
В некоторых фасонах декольте было ниже плеч, рука оставалась открытой, юбки состояли из трех-четырех воланов