Слайд 2Строгие каноны – начиная с выбора материалов и до последних
штрихов на живописной поверхности – до мелочей продумана и осмыслена
в глубокой древности и со временем приобрела характер неукоснительны для выполнения.
Канон – норма, правило, закон.
Слайд 3Иконописание было великим творчеством. Иконописец специально готовился к совершению "дела
иконотворения".
Это было актом общения с миром иным и требовало духовного
и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось: "...он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию".
Слайд 4Основа для иконы – дерево.
Иконопись зародилась в Святой Земле, где
древесина всегда ценилась на вес золота.
Дерево – это сакральный,
освященный в христианстве материал, поскольку на нем был распят Христос. Именно к дереву, последнему земному веществу, прикасалось Его еще живое Тело, именно оно хранило память о вочеловечившемся Боге. Поэтому деревянная основа любой иконы, напоминая о важнейшей реликвии христианства - Истинном Древе Спасителя, - сама становилась воспоминанием, прообразом священной реликвии.
Слайд 5Создание иконы происходит поэтапно. Все этапы расположены в строгой последовательности.
Слайд 61 этап
Основание. Основанием служит доска, или несколько склеенных досок, соответствующим
образом обработанные и подготовленные для нанесения последующих слоев. (липа, сосна,
ель, ольха, лиственница, пихта, кипарис, бук
Слайд 7На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется
нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом»; уступ,
образуемый ковчегом, носит название «лузги». Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, поля способствуют сосредоточенности молящегося.
Слайд 82 этап
Слой клея. Подготовленная доска проклеивается горячим и жидким столярным
клеем. Предпочтение обычно отдается мездровому клею, в настоящее время, зачастую
используют пищевой или технический желатин.
Слайд 93 этап
Паволока. После проклейки на доску наклеивается паволока из редкой
ткани. Обычно используется марля, или ей подобная ткань.
Ткань для
паволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась — она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов.
Слайд 104 этап
Грунт. Грунт - левкас представляет смесь столярного клея с
мелом. Для грунта используется клей более крепкий, чем для проклейки
доски(не менее 10 очень тонких слоев). После полного высыхания – основа готова к росписи.
Слайд 115 этап
Позолота. Если икона должна иметь позолоченный фон, или другие
элементы, то позолота выполняется перед нанесением красочного слоя.
Слайд 126 этап
Красочный слой. Или слой живописи. В иконописи традиционно используется
яичная темпера. Краски натуральной яичной темперы приготовляются из натуральных пигментов
и яичной эмульсии.
Слайд 137 этап
Защитный слой. После того как икона написана ее необходимо
предохранить от неблагоприятных воздействий внешней среды, для чего живописный слой
покрывается тонким слоем олифы или специального лака.
Слайд 14Роспись иконы
После высыхания левкаса на икону наносится изображение.
Прорись - это
контурный рисунок с уже написанной иконы (признанной соответствующей церковным канонам),
выполненный, чаще всего, на бумаге или кальке и предназначенный для переведения контуров.
Слайд 15Роспись и олифление иконы
После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов
или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов:
1. Раскрытие иконы (закладка основных тонов);
2. Роспись;
3. Пробела - высветление одежд, зданий, горок и пр.;
4. Охрение - высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.);
5. Нанесение ассиста или инакопи (лучей и бликов, написанных золотом или серебром)
Слайд 16Раскрытие иконы
Закладка основных тонов иконы.
Слайд 17Роспись доличного
Подробная роспись всего изображенного на иконе за исключением лика
святого
Слайд 18Роспись личного
Написание личного – лика, рук и ног святого.
После того,
как написано личное, икону надписывают – наносят надписи, поясняющие, кто
изображен на иконе. Икону надписывают в обязательном порядке. Например, надпись IC XC – сокращенное именование Спасителя.
После надписания остается обвести рамку и икона почти готова.
Слайд 19Олифление иконы
Иконы покрывают олифой для предохранения ее от разрушительных влияний
внешних факторов, и для окончательного придания всем краскам общего объединения,
а самой иконе - законченного технического состояния.
Иконной олифой называется льняное масло, отбеленное под действием дневного света в продолжение двух лет и вареное затем со свинцовыми белилами при температуре до 285° С. Профильтрованная затем такая жидкость, соединенная со смолой в виде растворенного янтаря, и есть олифа для покрытия икон.