Слайд 1Пермский зверинный стиль
Новое искусство
Слайд 2Металлургами пермского звериного стиля были женщины, в пользу такой версии
говорят находки литейных формочек в женских захоронениях
Слайд 3Наиболее древние предметы быта, относимые к «пермскому звериному стилю», датируются
VIII—III до н. э. Костяные и роговые гребни оформлены фигурками птиц и
других животных. Часто это изображение лося, оленя, коня или хищной птицы. В эпоху раннего железного века это - змей, волков, собак, медведей
Слайд 4В 2010 году в серии, посвящённой культурным феноменам Пермского края,
вышла книга, «Свидетельства утраченных времён. Человек и мир в пермском
зверином стиле» Александра Доминяка
Слайд 5«Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного
нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной
стране, сочетавшей тонкую роскошь сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников»
Такую яркую характеристику дал пермскому звериному стилю известный русский археолог А. А. Спицын, познакомившись с одной из первых коллекций древностей, найденных на территории Пермского края.
Слайд 6ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском,
которое было к началу XIX века столицей строгановских вотчин. С.Г.
Строганов, узнав об археологических находках в Прикамье, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург.
Слайд 7Новое искусство получило удивительное свободное, широкое развитие на протяжении всего
первого тысячелетия новой эры вплоть до XII-XV веков.
Слайд 8С точки зрения художественной эти предметы сравнивают с известными образами
скифского и сибирского звериного стиля. Но при этом пермский звериный
стиль выполнен не в золоте, а в бронзе, что имеет свое объяснение в том, что средневековое население Прикамья особенно почитало именно этот металл.
Слайд 9Художественные достоинства культового литья Прикамья в свое время привлекли известного
художника и деятеля культуры Н. К. Рериха, Он использовал мотивы
пермского звериного стиля не только при создании эскизов и декораций, но и в декоративно-прикладном искусстве, призывая обращаться к образам своей старины.
Слайд 10«Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эта
фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы
своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».
А.Шмидт
Слайд 11культовое литье считалось частью костюма шамана, а также предметами, своеобразными
жертвами, которые приносились богам. Тогда становится понятным, почему бронзовые бляшки
находили не на местах поселения средневеко¬вого населения, а на святилищах, культовых местах, в кладах.
Слайд 12МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У
ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время
которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили
Слайд 13ПАРЯЩАЯ В ПОЛЕТЕ ПТИЦА — не менее яркий образ. существа,
способные быть носителями человеческих желаний и молений, а с другой
стороны, вестниками воли богов. Птица, уносящая на своей груди человека, могла символизировать также и душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.
Слайд 14«ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ НА ЯЩЕРЕ» — самый загадочный персонаж пермского звериного стиля
Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе космическую карту,
где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят существо, и китайского дракона, и даже крокодила. Верхний мир — небесный свод — олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населен своеобразными культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы.
Слайд 15Не менее удивительным является и внезапное исчезновение практики изготовления и
использования предметов пермского звериного стиля у местного населения. Но остались
в собраниях музеев коллекции, к которым обращаются все те, кого не оставляют равнодушными яркие образы, воплощенные в покрытом патиной металле.
Слайд 16Через всю эпопею исследования идет история создания и пополнения уникальной
археологической коллекции Ф.А. Волегова, А.Е. и Ф.А. Теплоуховых. В 1890
году в Перми был создан научно-промышленный музей, в который было передано волеговско-теплоуховское собрание археологических раритетов. Вскоре (после Великой Октябрьской социалистической революции) драгоценная коллекция оказалась под пристальным наблюдением и изучением первого советского уральского археологоа А.В. Шмидта, создавшего в музее археологический отдел и ставшего его первым заведующим
Слайд 17В 1921 году А.В. Шмидт прочел в Пермском университете доклад
"Происхождение и развитие некоторых мотивов в искусстве камской чуди.В сущности
все исследование было посвящено пермскому звериному стилю, доказательству того, что "эта интереснейшая культурная черта Восточной Европы" возникла "на местной основе, под сильным влиянием восточного серебра".
Слайд 18О предметах пермского звериного стиля А.В. Шмидт написал так: "Наиболее
оригинальной их чертой является странное комбинирование животных (и человеческих) фигур
с отдельными элементами их тел, например, головами, глазами, крыльями и т.д. Порой эти сочетания полны художественной гармонии, порой сухи и схематичны, но всегда необычны своим замыслом и выполнением".
Слайд 19В дальнейшем пермский звериный стиль изучали такие известнейшие советские археологи,
историки и этнографы, как А. Сидоров, А. Смирнов, А. Збруев,
М. Талицкий, В. Чернецов, В. Чарнолусский, Л. Грибова, В. Оборин.
Слайд 20Звериный пермский стиль включил в свою орбиту таких зверей и
в таких изображениях, каких нет в других звериных стилях. Мировоззренческая
орбита стиля настолько широка, что претендует на охват как Земли, так и всей Вселенной.
Слайд 21И почти везде на бляшках, в центре их собирательный образ
человека, иногда весьма сложный — например, в виде человеко-птице-лося —шагающий, летящий, бесконечное
число раз умирающий, гибнущий и снова возраждающийся к жизни.
Слайд 22И этот человек в центре мира не только не стремится
выделять себя из окружающей жизни, но, наоборот, всячески подчеркивает свое
с ней нерасторжимое единство.
Слайд 23Ни в одном зверином стиле мира, кроме пермского, не обнаружено
такого многонаселённого животного подземного царства. ("Подземная Пермь«).
Слайд 24Нередко исследователи теряются, как назвать непонятных животных, изображенных в самом
нижнем этаже бронзовых бляшек. В этих монстрах, напоминающих змей, рыб,
ящериц, трудно узнать животных реальных.
Слайд 25Д.Н. Анучин считал: "можно считать несомненным, что среди приуральской чуди
было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми
признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимся более или менее коротким хвостом".
Слайд 26Прошло много десятилетий после того, как были написаны эти слова,
и палеонтологи обнаружили в Прикамье и в Приуралье останки ящеров
пермского геологического периода именно с такими внешними признаками, которые перечислял Д.Н. Анучин. И значит, встреча чудских народов с этими ископаемыми ящерами произошла гораздо раньше, чем до сих пор предполагалось
Слайд 27Чудские горняки были непревзойденными геологами. Академик И. Лепехина, обследовавший немало
медных рудников и слышавший от горных специалистов везде одно и
то же: "жившая тут "чудь" только самую лучшую руду отбирала", или: "лазя под землей наподобие кротов, отковыривала лучшую руду кабаньими клыками".
Слайд 28Именно в медоносных слоях этих же самых песчаников сделаны все
находки пермских ящеров.
Вывод: отражение подземного мира на бронзовых бляшках, выполненных
в пермском зверином стиле, имеет не выдуманный, а вполне реалистический характер
Слайд 29Древняя чудь отнюдь не идеализировала подземный мир, она работала там.И
деловито относилась к ящерам, изображала человека стоящим на ящере или
оседлавшем его. На бляхе одного из Подчеремских кладов на спине небольшого ящера сидят два очень похожих на человека существа
Слайд 30Может быть, этот ящер изображает не только реальное ископаемое животное,
но и еще символизирует причудливо изгибающуюся меднорудную жилу и хорошо
понимающего ее подземный путь человека?
Слайд 31
Интересно, что многие герои преданий и сказок пермских народов опускаются
под землю, а иногда и встречаются там с такими чудесами,
которые на земной поверхности не увидишь. Нередко подземный мир представлялся подобным земному.