Слайд 1
Небесная синева Гжели
Презентация учащихся 7 класса МОУ «СОШ с. Сокур»
Кл.
руководитель – Белоусова Г.Г.
Слайд 2Цели:
Познакомиться с гжельским народным промыслом, его историей, особенностями технологии.
Сформировать
умение самостоятельно отбирать материал для создания презентации о народных промыслах,
расширить кругозор.
Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувство гордости за свою страну и народ.
Слайд 3Что такое Гжель?
Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки,
расположенное в Раменском районе Московской области, в 60 км от
Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь».
Слайд 4 Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под
«крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные
гончарные деревни: Трошкóво, Глебово, Фенино, Речúцы, вообще всего их 27.
Слайд 5История Гжели
Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана
Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах
других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Слайд 6
В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской
волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина
годится к аптекарским сосудам".
В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости.
Слайд 7
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени
гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные
детские игрушки, снабжая ими Москву.
После 1800 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники и кувшины.
Около 1802 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, создали состав белой фаянсовой массы. Там же в 1804 году и был основан и первый фарфоровый завод.
Слайд 8
Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали
только синей краской.
Вторая четверть XIX века - период
наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
Слайд 9
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла,
отметившего недавно своё 650-летие.
В 1930-х и 1940-х здесь было сосредоточено почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Объединение «Гжель» было создано в результате соединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.
Слайд 10Изготовления гжельской керамики
Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы
(шликера) в гипсовые формы. Затем изделия глазуруются.
Слайд 11 Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая
губкой.
Затем каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную.
Слайд 12 После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь и отправляют в
камерную печь на окончательный обжиг при t +1350. Там глазурь
делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.
Слайд 14 У «Гжели" собственный стиль - синие и голубые
узоры и цветы, украшения на белом фоне.
Слайд 15
Синий цвет является классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Синяя краска
лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака,
излучает сияние, не подвластное времени.
Слайд 17
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески
их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами -
керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего.
Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.