Слайд 1О чём рассказывают гербы
урок ИЗО в 5 классе
по программе
Б.М.Неменского
Автор: Федчикова Наталья Петровна
учитель изобразительного искусства
МБОУ школа с. Анучино
Слайд 2Цель: ознакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением
цвета и формы в них.
Слайд 3Задачи:
1. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого
сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
2. Воспитывать любовь к Родине,
её истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
3. Развивать творческий интерес, познавательную активность и ассоциативно- образное мышление.
Слайд 4Формирование новых знаний
Герб - немецкое слово, в переводе на
русский язык оно означает
«наследство».
Герб – это условное изображение, являющееся
символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
Слайд 5Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Простейшими знаками
в виде зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, а
крестьяне – инвентарь и скот.
Слайд 6
Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств.
Слайд 7В III тысячелетии до н. э. в Шумере это был
орёл с львиной головой
Слайд 9В Византии – двуглавый орёл.
в Армении – лев.
Слайд 10
В то время гербы имели не только государства, но и
города. Гербом Афин была сова, Коринфа – пегас. В Древнем
Риме отличительным знаком легионов были тотемы.
Слайд 11Гербы, появившиеся в XI-XII веках, в эпоху крестовых походов и
рыцарских турниров стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные
подвиги владельца. Ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово «герб».
Слайд 12
Со временем, герольды стали описывать и составлять гербы.
Так возникло
искусство составления гербов – геральдика
Слайд 14Геральдическая азбука
Основой всякого герба считается щит.
Известно 5 форм западноевропейских
щитов:
итальянский французский
испанский
немецкий
варяжский
Слайд 16
Цвет в гербе имеет символическое значение
золотой – богатство, сила
серебряный –
невинность, чистота
голубой – величие, красота, ясность
красный – храбрость, мужество
зеленый –
надежда, изобилие, свобода
чёрный – скромность, учёность, печаль
пурпурный – достаток, могущество, щедрость
Слайд 17
Поле щита может быть разделено:
по вертикали, по горизонтали
и по диагонали.
Слайд 18На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие. Каждое
несёт в себе определённый смысл.
лев – сила, мужество, великодушие
орёл –
власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость
конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота
собака – верность, преданность, повиновение
кошка – независимость
единорог - чистота
кабан – мужество, неустрашимость
ворон – долголетие
змея - вечность
феникс - бессмертие
дуб – крепость, сила
солнце – свет, богатство, изобилие
Слайд 19Этот символ пришёл к нам из Византийской империи. При Иване
III двуглавый орёл изображался на печати, а позже стал гербом
Российской империи.
Слайд 22Задание:
Придумай герб своей семьи, используя язык символов.
Продумай форму щита, его
деление, а также цвет, девиз, учитывая интересы свои и членов
своей семьи.
Слайд 23Обсуждение и оценивание работ учащихся
Слайд 24Рефлексия:
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Слайд 25Использованные источники
Изобразительное искусство: Учебник для 3 класса/ Т.Я Шпикалова, Л.В.
Ершова, Г.А. Величкина – М., Просвещение, 2003, с. 107;
Изобразительное искусство.
5 класс – Волгоград, Учитель – АСТ, 2003/ М. А. Порохневская:
Рисунки из архива Утеповой Н.Х.