Слайд 1
Образ площади и улицы в живописи раннего Возрождения
Слайд 2Симметрия, соразмерность, регулярность.
План (с выбором центральной оси).
В декоре – колонны,
арки, аркады.
Купола как отражение Вселенной с Богом в центре.
Площадь –
как символ открытого мира.
Вспомните основные принципы, которым следовали создатели «идеального» города.
Слайд 3Мазаччо
(1401-1428)
С его именем связано открытие законов перспективы в живописи
Возрождения.
Мазаччо выстраивал изображения от зрителя, уводя его внутрь фрески, в
живописное трехмерное пространство. И делал это при помощи соединения линий в одной точке.
Слайд 4
Такая перспектива (соединение линий в центре картины) наглядно представлена во
фресковых росписях капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во
Флоренции
Слайд 5
Основной темой фресок, по рекомендации заказчика, стало житие апостола Петра
и первородный грех. Фрески расположены в два ряда по боковым
и задней стенам капеллы (третий ряд люнет утрачен). По низу расположена панель, подражавшая мраморной облицовке.
Слайд 6Фреска «Воскресение Тавифы и исцеление расслабленного» (1426-1427)
Слайд 7Сцены чудес – воскрешение и исцеление – происходят на площади.
Дважды повторенная фигура святого Петра словно образует боковые кулисы, открывая
панораму площади.
Слайд 8
Площадь – воплощенная мечта гуманистов эпохи Возрождения о городе просторном
и чистом, без духоты и зловония – являлась символом города
идеального. Город реальный изображался в виде узких улочек, чреватых драмами.
Мазаччо «Раздача милостыни «
(1426-1427)
Слайд 9Мазаччо «Исцеление тенью» (1426-1427)
Однако улица могла восприниматься и как идеальное
пространство, если она была освещена присутствием Бога или святого. При
этом божественная благодать стала отождествляться с тенью, а не со светом как в Средневековье
Слайд 10
В палитре Мазаччо преобладают розовые, синие, охристые тона в одежде
и коричневые, серые, зеленые тона в фоне, потому что он
в первую очередь уделял внимание линии и форме .нжеели колориту.
Слайд 11Ренессансный реализм в скульптуре
Слайд 12Донателло
«Пир Ирода» (1423-1427)
Скульптор поместил персонажей библейской легенды в нескольких
пространственных зонах, органично связав их архитектурой. Сцены, размещенные по законам
линейной перспективы, воспринимаются как события, происходящие во временной последовательности. Действие начинается в глубине , за вторым рядом тяжелых арок, откуда несут голову Иоанна, и завершается на переднем плане.
Слайд 13
Эмоциональное напряжение постепенно нарастает и достигает кульминации возле фигуры Ирода
и гостей, в ужасе отпрянувших от головы на серебряном блюде,
которое держит слуга.
Слайд 14
Донателло виртуозно подчеркивает протяженность залов дворца градацией высоты рельефа. Фигуры,
расположенные в глубине, едва выступают из фона, передние – более
объемны.
Этот вид ренессансного рельефа получил название «сплющенного».
Слайд 15Донателло
«Давид»(1430-е)
В скульптуре эпохи кватроченто наблюдается возврат к античным идеалам: обнаженной
натуре, героическому началу, хиазму.(крестообразное расположение фигур) Всё это воплощено в
статуе библейского пастушка Давида, образ которого стал символом Флоренции, стойко сражавшейся с врагами
Слайд 16
Давид изображен уже после свершения подвига, но в его спокойном
облике нет никакой героики. Античный хиазм придает фигуре естественность. Вес
тела приходится на правую ногу, левая нога опирается на голову Голиафа.
Слайд 17Донателло
(1386-1427)
Донктелло все свои статуи ваял с современников, поэтому они
наделены индивидуальными чертами: возрастом, характером, настроением, - из-за чего получают
чрезвычайную жизненность и правдивость.
Слайд 18Какие изобразительные приемы в живописи Мазаччо позволяют рассматривать площадь как
метафору нового мира?
Новый мир – открытый мир. Площадь – символ
этого мира. Её изображение, основанное на законах перспективы, становится главным, т.к. это открытое место, позволяющее увидеть новую жизнь человека в динамике.
Проверьте себя.
Слайд 19Что роднит фрески Мозаччо и рельефы Донателло?
Использование законов перспективы, внимание
линии и форме