Слайд 1Ордерная система храмов
Архитектура Древней Греции
Изобразительное искусттво
Учитель: Л.В. Кукарева
Слайд 2Она не спрятана в музеях
С рождения обнажена,
Ее, любуясь, лицезреют,
Дань
гению отдав сполна.
Когда стройна и величава,
Когда до мелочи проста,
Но как
бы мода не кричала,
Гармонии она верна.
Бегут года почти незримо,
Искусство это не молчит.
Минувших лет неколебимо
Она историю хранит.
Слайд 3Греческие ордера: А – дорический, Б – ионический, В –
коринфский. Цифрами показаны части ордера: 1 – карниз, 2 –
фриз, 3 – архитрав ( карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент), 4 – капитель, 5 – ствол колонны, 6 – база.
План греческого храма. Периптер.
Слайд 4Храм Зевса Олимпийского в Афинах
Слайд 5Проанализируй стихотворение
Для этого выпиши незнакомые слова и проведи словарную работу.
Ответь
на вопросы:
Соразмерность с чем искали греки?
Имела ли колонна дорического ордера
капитель?
Напиши, какие еще элементы, составляющие греческий ордер, не названы?
Листья какого растения украшают коринфскую капитель?
Какие арки имеет в виду автор, упоминая в стихотворении зодчих Древнего Рима и Ампира?
Что еще служило древним грекам вместо колонн?
Слайд 6Античный ордер
Во всем искали греки
Соразмерность.
Античный храм
Не смотрит свысока.
Он зодчим ордер
дал,
Его на верность
Проверили. Ответ был:
«На века!»
Когда пришел период
Архаический,
Создали
греки ордер свой
Дорический.
Колонны вырастают
Прямо с постамента.
Стволы их с каннелюрами -
Деревья–монументы.
В суровый дух дорийцев
Легко поверить,
Хоть раз, увидев храм,
Богини Геры.
Слайд 7А Эллина потомки -
Ионийцы
Продолжили строительства
Страницы.
Стал храм у них
нарядней,
Встрепенулся,
Изящно над Акрополем
Взметнулся.
На базу встав,
Колонны приподнялись,
Сложнее капителями
Макушки увенчались.
Два завитка
– волюты -
так знакомы.
Узнаешь их легко
И в современном доме.
Слайд 8Коринфцы - те же греки,
На месте не стояли.
Еще сложнее ордер
Потомкам
передали.
Его колонна -
Столь изящная натура.
Во всю длину ее
Все те же
каннелюры.
От капители глаз
Не отвести,
Переплелись в ней листья,
Красуясь с высоты.
И Древний Рим,
И зодчие Ампира,
Что арки подарили миру,
В колонне сей увидят
Триумфальность.
И так из века в век
Не меркнет гениальность.
Л. Кукарева
Слайд 9Стиль – это совокупность устойчивых художественных форм.
Стиль – это
производная эпохи.
Сколько эпох – столько и стилей.
Слайд 10ОРДЕР - определенная художественная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней
Греции и перешедшая в архитектуру других стран.
Ордером (лат. ordin -строй,
порядок) римляне назвали воспринятую у греков систему правил сочетания формы и размеров архитектурных элементов. Эту систему в течение нескольких столетий совершенствовалась поколениями греческих архитекторов.
Слайд 15Эрехтейон. Храм, посвященный Афине и Посейдону
Слайд 17Храм Зевса Олимпийского в Афинах
Слайд 21Золотое сечение
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на
неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей
части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему
a : b = b : c или с : b = b : а.
Слайд 22Определение «золотого сечения» отрезка
Слайд 23Целое так относится к большему,
Как большее к меньшему.
И это известное
всем отношение
В искусстве зовут…
«Золотым сечением»
Слайд 24АБАКА - верхняя часть капители в виде плиты
КАПИТЕЛЬ -вкрхняя. завершающая
часть колонны, пилона или пилястры.
КАННЕЛЮРЫ -вертикальные желобки на стволах колонн,
пилонов или пилястр.
ОРДЕР- в классической архитектуре определенная система соотношения частей сооружения, несущих и несомых элементов, главных деталей колонн.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР - первый античный архитектурный ордер, отличающийся монументальностью пропорций; в этом ордере ствол колонн покрыт каннелюрами, капитель состоит из эхина и абаки.
ЭХИН - нижняя часть дорической капители, напоминающая плоскую круглую подушку.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР - второй античный архитектурный ордер, отличающийся легкостью пропорций; каннелированный ствол колонн более утончен, чем у дорической колонны, капитель декорирована волютами.
ВОЛЮТА - архитектурно-декоративная деталь в виде спирального завитка
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР - третий античный архитектурный ордер, отличающийся изысканностью пропорций; свол колонн подчеркнуто утончен, капитель декорирована волютами и акантовыми листьями.
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР - римский вариант дорического ордера; в этом ордере ствол колонны не имеет каннелюр, опирается в отличии от дорического на базу.
ПИЛОН - массивный столп, прямоугольный или круглый в плане, поддерживающий свод
ПИЛЯСТРА - плоский, прямоугольный в плане выступ стены, имеющий пободно колонне базу, ствол и капитель; служит для членения плоскости стен.
БАЗА - подножие колонны, пилястры, пилона
ПРОЛЕТ - промежуток между опорами, колоннами, пилястрами.
Слайд 25Портик
(от лат. porticus), выступающая вперёд часть здания, открытая на одну
или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие;
чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком.
Слайд 27«Постамент со всех сторон поднимается тремя уступами. Их не надо
понимать как ступени, недаром они слишком велики для человеческого шага:
подобно постаменту статуи, они поднимают храм над Землей, изолируют его от окружающего. Непосредственно из постамента вырастают колонны. Они так массивны и могучи, так тесно поставлены, что кажутся не просторной сквозной галереей, а сплошной непроницаемой стеной. Их задача – нести, поддерживать огромную тяжесть, нависшую над их головами. Это тяжелое покрытие так оформлено, что производит впечатление не горизонтальной каменной полосы, обегающей кругом храма, а опять-таки сплошной каменной массы, лежащей параллельно постаменту. Чтобы крепче противодействовать давлению тяжести, на вершину колонн положены квадратные плиты. Но давление так мощно, столкновение силы и тяжести так резко, что вершина колонны сплющивается в круглую подушку и тело колонны разбухает от напряжения. И все-таки колонны, как воплощение живой силы, оказываются победителями в этой борьбе с косной массой. Они не только сдерживают тяжесть, но и своим контрнатиском раздробляют ее единство, продолжая свой упор в вертикальных линиях триглифов и поднимая крышу треугольников фронтона. В результате устанавливается полное равновесие направлений; чувством глубокой уверенности, непоколебимой твердости веет от дорического храма. Простые, сильные и скупые в своих чувствах люди были создателями дорийского ордера».
Б.Р.Виппер «Искусство Древней Греции»