Разделы презентаций


Предсказания в искусстве 9 класс

Содержание

Поэтому,  когда Кассандра,  предсказывая  гибель  Трои, пыталась  предупредить  Троянцев об опасности,  которая  таится  в  деревянном  коне,  ей  никто  не  верил.  И  Троя, как  известно,  действительно  погибла. Выражение  «пророчество  Кассандры» стало  иносказательным.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Предсказания
в искусстве

Предсказания в искусстве

Слайд 2Поэтому,  когда Кассандра,  предсказывая  гибель  Трои, пыталась  предупредить 
Троянцев об

опасности,  которая  таится  в  деревянном  коне,  ей  никто  не  верил. 


И  Троя, как  известно,  действительно  погибла. Выражение  «пророчество  Кассандры» стало  иносказательным.
Так  же  порой  происходит  и  с  произведениями  искусства  и  литературы.
Некоторые их создатели обладают удивительным  даром  предсказывать  будущее, 
но  им  редко  верят,  несмотря  на то,  что  их  предсказания  сбываются.

В  древнегреческой  мифологии рассказывается  о  дочери  троянского царя  Кассандре, 
которую  Аполлон сначала 
наградил  даром  пророчества, 
а  потом,  когда  девушка 
отвергла  его  любовь,  сделал 
так,  что  люди перестали  ей 
верить. 

Поэтому,  когда Кассандра,  предсказывая  гибель  Трои, пыталась  предупредить  Троянцев об опасности,  которая  таится  в  деревянном  коне,  ей 

Слайд 3Что  же  помогает  этим  людям  предугадывать  события? 
Может  быть,  интуиция? 

Умение  сделать  предположение, решить  проблему, 
не  имея  всех  необходимых  данных, 

которые  в  этом случае  домысливаются? 

Это  качество может  быть  только  у  людей 
с  хорошо развитым  образным  мышлением.
Поскольку  художественное  мышление  лучше, 
чем  у  других  людей,  развито  у  художников, 
композиторов, писателей —  людей, 
чьей  профессией является  творческое 
достраивание  реальности,  именно  они  чаще 
всего и делают  удивительные  прогнозы, 
которые  часто  через  какое-то  время 
сбываются.
Что  же  помогает  этим  людям  предугадывать  события?  Может  быть,  интуиция?  Умение  сделать  предположение, решить  проблему,  не  имея 

Слайд 4Произведения  искусства  не  раз предвосхищали  исторические  события, 
научные  открытия, развитие 

технического  прогресса  и  др. 
Энергия искусства  пробуждает  чувства  и  сознание 

и авторов 
произведений,  и  людей,  их  воспринимающих.
Не  менее  важны  произведения  искусства,  в  которых  авторы, 
остро  чувствуя  свое время,  предвидят  его  дальнейшее  развитие и  стремятся предупредить  людей  о  социальных  и  политических 
опасностях,  заставить их  быть  терпимее,  внимательнее,  добрее 
и сдержаннее.

• Вспомните  сказки, народные предания, 
легенды, персонажи  которых предвосхитили 
явления и  события  будущего.

Произведения  искусства  не  раз предвосхищали  исторические  события,  научные  открытия, развитие  технического  прогресса  и  др.  Энергия искусства  пробуждает 

Слайд 5Любое  художественное  произведение 
устремлено  в  будущее. 

В  истории искусства  можно 

найти 
много примеров  предупреждения 
художниками своих  сограждан 
о  надвигающейся социальной опасности:  войнах,

расколах, 
революциях  и  т. п. 
Способность  к провидению  присуща 
великим  художникам,  возможно 
именно  в  нем  и  состоит  главная 
сила  искусства.

А. Дюрер. Четыре всадника. Гравюра

Любое  художественное  произведение  устремлено  в  будущее.  В  истории искусства  можно  найти много примеров  предупреждения художниками своих  сограждан  о  надвигающейся

Слайд 6Немецкий  живописец  и  график эпохи  Возрождения  Альбрехт  Дюрер (1471—1528)  создал 

серию  гравюр «Апокалипсис»  (греч.  apokalypsis  —  откровение —это  слово  служит 

названием  одной  из  древних  церковных  книг, которая  содержит  пророчества  о  конце  света). 

Художник  выразил  тревожное  ожидание  всемирно-исторических перемен, 
которые  действительно  через некоторое  время  потрясли  Германию.

Самой  значительной  из  этой  серии является  гравюра  «Четыре  всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно  проносятся  по  земле,  не  щадя ни  королей,  ни  простолюдинов. 
Клубящиеся  облака  и  горизонтальные штрихи  фона  увеличивают  скорость 
этого бешеного  галопа. 
Но  стрела  лучника упирается  в  правый  край  гравюры, словно  останавливая
это  движение.
По  сюжету  Апокалипсиса  всадники появляются  на  земле  по  очереди,  но художник  специально  поместил  их рядом.  Всё  как  в жизни — 
война, мор, смерть,  суд  приходят  вместе. 
Считается,  что  разгадка  подобного  размещения  фигур  — в  желании  Дюрера  предупредить  современников 
и  потомков о  том,  что,  сокрушив  стену,  которую в  виде  края  гравюры  воздвиг  художник, 
всадники  неминуемо  ворвутся  в реальный  мир.
Немецкий  живописец  и  график эпохи  Возрождения  Альбрехт  Дюрер (1471—1528)  создал  серию  гравюр «Апокалипсис»  (греч.  apokalypsis  —  откровение

Слайд 7Примерами  предсказаний  искусством  социальных  перемен  и  потрясений можно  считать и

офорты Ф. Гойи, картины  «Герника»  П.Пикассо,  «Большевик»  Б.Кустодиева, 
«Новая  планета»

К. Юона  и  многие  другие.

Ф. Гойя. Какое мужество! Офорт

Ф. Гойя. Скорбное предчувствие будущего.
Офорт

Примерами  предсказаний  искусством  социальных  перемен  и  потрясений можно  считать и офорты Ф. Гойи, картины  «Герника»  П.Пикассо,  «Большевик» 

Слайд 8«Герни́ка»[1][1] (исп. Guernica) — картина Пáбло Пикáссо,
написана в мае 1937написана в

мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона

на Всемирной выставке в Париже.
Тема картины, исполненной в манере кубизмаТема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, — бомбардировка Герники, произошедшая незадолго до этого.
После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США).
Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть её в музее Прадо,
но лишь после восстановления в Испании республики.
Картина была помещена в Прадо в 1981 годуКартина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 годуКартина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы СофииКартина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде, где и хранится по сей день.

Пабло Пикассо,
"Герника"

«Герни́ка»[1][1] (исп. Guernica) — картина Пáбло Пикáссо, написана в мае 1937написана в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики

Слайд 9«Картина «Новая планета», экспонированная на 18 выставке «Союза русских художников»

в декабре 1922 года, - символико-аллегорическая композиция, довольно необычная для

художника, до конца жизни остававшегося верным реалистическим традициям.
Но в первые годы после Октябрьской революции многие художники искали новый изобразительный язык, адекватный эпохе.
В данном случае – это язык плаката.
Кроме того, следует помнить, что творчество Юона формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был одним из главенствующих течений.
События Октября представлены здесь в космическом масштабе.
В своё время Юон уже отдал дань увлечению «космическими» темами, столь любимыми символистами, создав серию рисунков «Сотворение мира» (1908), о которой высоко отзывался Александр Бенуа.

***Рассмотрите  картину  К.Юона  «Новая  планета», 
написанную  в  1921  г. 
Дайте  интерпретацию идеи  этой  картины  с  позиции  человека 
сегодняшнего  дня.

«Картина «Новая планета», экспонированная на 18 выставке «Союза русских художников» в декабре 1922 года, - символико-аллегорическая композиция,

Слайд 10К. Юон. Новая планета
Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на

землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны

напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция» .
«Озарённая красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей.
Одни приветствуют её, другие в ужасе от неё бегут – в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям» .

Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей.

К. Юон. Новая планетаКрошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим

Слайд 11В  картине  «Большевик»  Борис  Михайлович  Кустодиев  (1878–1927)  использовал  метафору  (скрытый 

смысл), которая  на  протяжении  многих  десятков  лет  не  была  разгадана. 


На этом примере  можно  понять,  как  содержание картины наполняется новым смыслом,  как  эпоха  с  ее  новыми  взглядами, изменившимися  ценностными  ориентирами  вкладывает  в  содержание 
новые  смыслы.
В  картине  «Большевик»  Борис  Михайлович  Кустодиев  (1878–1927)  использовал  метафору  (скрытый  смысл), которая  на  протяжении  многих  десятков  лет 

Слайд 12Многие  годы  эту  картину  трактовали  как  торжественный  гимн  стойкому, 
твердому 

духом,  несгибаемому революционеру,  возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет 

взмывающим  в  небо
красным  флагом. 
События  последнего  десятилетия ХХ  в.  дали  возможность  понять  то, что  осознанно  или,  скорее  всего,  неосознанно  почувствовал  художник 
в начале  века. 
Сегодня  эта  картина,  как и  «Новая  планета»  К. Юона,  наполняется
новым  содержанием. 
Но  вот  как художникам  в  то  время  удалось так точно  ощутить 
грядущие  социальные перемены,  остается  загадкой.
Многие  годы  эту  картину  трактовали  как  торжественный  гимн  стойкому,  твердому  духом,  несгибаемому революционеру,  возвышающемуся над обыденным миром,

Слайд 13В музыкальном искусстве примером такого  рода  предвидений
может  служить  пьеса  для 

оркестра  «Вопрос,  оставшийся  без  ответа» 
(«Космический пейзаж»)  американского  композитора Ч. 

Айвза 
(1874—1954). 

Она  создана  в начале  XX  в. —  во  время,  когда  совершались  научные 
открытия в  области покорения  космоса  и  создания  летательных 
аппаратов  (К.  Циолковский).
Эта  пьеса,  построенная  на  диалоге струнных  и  деревянных  духовых 
инструментов,  стала  философским  размышлением  о  месте  и  роли 
человека во  Вселенной.

Ч.  Айвз

В музыкальном искусстве примером такого  рода  предвиденийможет  служить  пьеса  для  оркестра  «Вопрос,  оставшийся  без  ответа»  («Космический пейзаж») 

Слайд 14Русский  художник  Аристарх  Васильевич  Лентулов
(1882—1943)  в  своих динамичных  композициях 
стремился выразить 

внутреннюю  энергию  объекта. 

Дробя  предметы,  надвигая их  друг на  друга, 


сдвигая  плоскости  и  планы, он  создавал 
ощущение  молниеносно меняющегося  мира. 
В  этом  беспокойном,  смещающемся,  несущемся 
и  расщепленном  пространстве  угадываются знакомые  очертания  московских  соборов, 
виды Новгорода,  исторические  события, 
выраженные  в  аллегорической форме,  цветы
и  даже  портреты.

А. Лентулов.
Василий Блаженный

А. Лентулов. Москва

Русский  художник  Аристарх  Васильевич  Лентулов(1882—1943)  в  своих динамичных  композициях стремился выразить  внутреннюю  энергию  объекта.  Дробя  предметы,  надвигая их 

Слайд 15А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого
Колокольный звон
Лентулова  волнуют 
бездонные  глубины 


человеческого  сознания, 
находящегося  в постоянном  движении. 
Его  привлекает возможность  передать 


то, что  вообще
не изобразимо, 
например, 
распространяющийся  звукв  картине 
«Звон.  Колокольня Ивана  Великого».
А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана ВеликогоКолокольный звонЛентулова  волнуют  бездонные  глубины  человеческого  сознания,  находящегося  в постоянном  движении.  Его 

Слайд 16В  картинах  «Москва»  и  «Василий Блаженный»  невиданные, 
фантастические  силы  сдвигают

устоявшиеся формы  и  понятия, 
хаотичное  смешение  цветов  передает  калейдоскопические, 
хрупкие,  распадающиеся 

на бесчисленные  элементы  изображения города  и  отдельных  сооружений. 
Все это  предстает  перед  зрителями  как двигающийся,  мерцающий, 
звучащий, эмоционально  насыщенный мир.
Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать  в  яркие  обобщенные  образы.
В  русском  музыкальном  искусстве тема  колокольности  нашла 
яркое  воплощение  в  творчестве  разных  композиторов  прошлого 
и  современности: (М. Глинка,  М. Мусоргский,  С. Рахманинов, 
Г. Свиридов,  В.Гаврилин.  А. Петров и  др.).

С.Рахманинов. Литургия.

В  картинах  «Москва»  и  «Василий Блаженный»  невиданные,  фантастические  силы  сдвигают устоявшиеся формы  и  понятия,  хаотичное  смешение  цветов 

Слайд 17Б. Кустодиев.
Портрет Шаляпина
Б. Кустодиев. Купец
***Сравните  картины  Б.Кустодиева 
«Большевик»,  «Купец» 
и

«Портрет Шаляпина».
***Какой  прием  является  типичным, 
характерным  для  стиля 

художника? 

***Посмотрите  фрагмент  кинофильма  «Андрей  Рублев» 
(режиссер  А.Тарковский,  композитор   В.  Овчинников). 
***Попытайтесь  объяснить,  почему  фильм,  в  котором  Русская  земля, 
истерзанная набегами  татар  и  междоусобными  войнами  князей, 
голодом, произволом,  жестокостью,  вызывает все-таки  светлые  чувства.

Фрагмент фильма «А.Рублев» А.Тарковского.

Б. Кустодиев. Портрет ШаляпинаБ. Кустодиев. Купец***Сравните  картины  Б.Кустодиева  «Большевик»,  «Купец» и «Портрет   Шаляпина».***Какой  прием  является  типичным, 

Слайд 18•  Найдите  в  словаре  значение  слова  «ксилография».  В  этой  технике 

выполнена  серия  гравюр А.  Дюрера  «Апокалипсис».
•  Дайте  свою  трактовку 

идеи  картины  Б.Кустодиева  «Большевик». 
Сравните  картины  Б.Кустодиева  «Большевик»,  «Купец»  и  «Портрет  Шаляпина». 
Какой  прием  является  типичным,  характерным  для  стиля  художника? 
Какие  художественные  образы  он  создает  с  помощью  сходных  выразительных 
средств?
•  Что  хотел  художник  выразить  в  своих  картинах:  тревогу,  наэлектризованность 
сознания  современников?  изменчивое  непостоянство  мира?  ощущение  радости  и  яркости  жизни? 
Выскажите свое  суждение  о  художественных  образах  картин.
•  Рассмотрите  картину  К.Юона  «Новая  планета»,  написанную  в  1921  г. 
Дайте  интерпретацию идеи  этой  картины  с  позиции  человека  сегодняшнего  дня.
•  Посмотрите  фрагмент  кинофильма  «Андрей  Рублев» 
(режиссер  А.Тарковский,  композитор   В.  Овчинников). 
Попытайтесь  объяснить,  почему  фильм,  в  котором  Русская  земля,  истерзанная набегами  татар  и  междоусобными  войнами  князей,  голодом, произволом, 
жестокостью,  вызывает все-таки  светлые  чувства.                                  Художественно-творческое  задание > Разработайте  музыкально-литературный  сценарий  на  тему  «Колокольные  звоны России» («И  несется  над  землею  колокольный  звон. . .»).
•  Найдите  в  словаре  значение  слова  «ксилография».  В  этой  технике  выполнена  серия  гравюр А.  Дюрера  «Апокалипсис». • 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика