Слайд 1 Декоративно – прикладное искусство
Слайд 2Всюду нас окружают вещи. Они — наши защитники, помощники. И
нам сейчас трудно себе представить, как на заре истории жил
на Земле человек без вещей.
Слайд 3Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать.
Так родился орнамент — повторяющийся узор — на посуде, на
одежде.
Слайд 4А потом человек подметил, что предметы хороших форм обычно и
в деле удобнее и практичнее, и стал делать вещи более
красивыми и такой формы, которая бы наилучшим образом соответствовала назначению предмета.
Слайд 5Создание окружающих нас предметов красивыми и есть искусство, искусство предметного
мира. В зависимости от того, чего в таком искусстве больше
– пользы или красоты – мы делим его на прикладное и декоративное.
Слайд 6В декоративном искусстве красота преобладает над пользой. Пользы декоративные предметы
могут вообще не иметь. Главная их задача – украшать помещение
или человека.
Слайд 7Это могут быть вазы, ковры, гобелены, женские и мужские украшения.
Слайд 8К прикладному искусству относятся предметы, с которыми человек встречается в
быту ежедневно. Это - одежда, обувь, мебель, посуда. Произведения прикладного
искусства одновременно и красивы, и полезны.
Слайд 9Красота в прикладном искусстве часто имеет национальные черты. Например, украинский
орнамент отличается от армянского или эстонского. Национальные черты прикладного искусства
сближают его с народным искусством.
Слайд 10Народное искусство всегда было связано с бытом человека, архитектурой. Например,
издавна печи обкладывались изразцами – украшенными узорами плитками.
Слайд 11Деревянные избы украшались резными наличниками.
Слайд 12Дымовые трубы украшались изящными дымниками.
Слайд 13Казалось бы – чего легче – сшить простую, обычную рубаху!
Но человек даже в те времена, когда не было швейных
машин, старался эту рубаху сделать красивой, не похожей на другие.
Слайд 14И так было со всеми окружающими предметами. Человек украшал не
только одежду и предметы обстановки, жилище. Он украшал даже инструменты,
которыми работал! Посмотри, какой интересной может быть прялка – инструмент для обработки пряжи и создания нитки.
Слайд 15Но если ты думаешь, что декоративно-прикладное и народное искусство -
это что-то неживое, древнее, старинное, то ты ошибаешься. Народные промыслы,
или ремёсла, живы и сейчас. Здесь ты видишь хлебницу, шедевр хохломской росписи.
Слайд 16Хохлома - это крупнейшее торговое село, откуда поставляли деревянную посуду
на ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью
оригинальной техники окраски, стали именовать Хохломой. В хохломе используют, в основном, золотой, красный, чёрный цвета.
Слайд 17Мастера холмогорской резьбы делают шкатулки, вазы, украшения из костей мамонта,
моржа, быка. Царь Алексей Михайлович посылал в село Холмогоры заказы
на выполнение гребней, чарок и посохов из кости.
Слайд 18Слово "финифть" означает "блестящий камень". При её создании стеклянный порошок,
разведённый водой, наносят на металлическую поверхность и обжигают до появления
стекловидного слоя. Расписная финифть – это тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону.
Слайд 19Мезенская роспись – это роспись по дереву прялок, и домашней
утвари. Чаще всего используются два цвета – красный и чёрный.
Узор в орнаменте повторяется.
Слайд 20Филигрань (или, по-другому, скань) - это изделия из витой или
гладкой проволоки. Материалом для филигранных изделий обычно служит серебро или
медь. Часто филигранную работу дополняют различными декоративными вставками – стразами (искусственными драгоценными камнями), финифтью.
Слайд 21Федоскинская миниатюра - это роспись масляными красками на изделиях, выполненных
из папье-маше, или, по-другому, прессованного картона. Чаще всего такими изделиями
бывают коробочки, шкатулки, табакерки.
Слайд 22Похожий по назначению промысел – Палехская миниатюра - лаковая роспись
на шкатулках, брошах, пудреницах, изготовленных из папье-маше.
Слайд 23Используют папье-маше как основу для лаковой росписи ещё и в
Холуйской и в Мстёрской лаковых миниатюрах.
Слайд 24Скопинская керамика – это произведения мастеров-гончаров из города Скопина. Такие
произведения чаще всего покрываются глазурью коричневого, жёлтого, зелёного, серо-синего цвета.
Слайд 25Гжель – это фарфор с нарядной синей росписью, получивший своё
имя по названию небольшого городка, жители которого занимались производством посуды
и изразцов с синими и голубыми узорами и цветами.
Слайд 26Городецкая роспись украшает прялки, мебель, ставни, двери. Это - яркая,
лаконичная роспись с жанровыми сценками, фигурками коней, петухов, цветочными узорами.
Слайд 27В замечательной Петриковской росписи изображают цветы, ягоды, птиц и животных.
И даже людей.
Слайд 28Жостовский промысел – искусство росписи подносов. Главная тема украшения жостовских
подносов - букеты цветов, гирлянды, натюрморты. Чаще всего используется чёрный
фон.
Слайд 29Чернение серебра – народный промысел города Великий Устюг. Чёрный сплав
серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл -
серебро или золото.
Слайд 30Кубачинские мастера – это всемирно известные умельцы, создающие искусную посуду,
оружие, ювелирные изделия.
Слайд 31Особое место среди народных промыслов занимает производство игрушек. Каргопольская игрушка
– шедевр, который мастера-гончары из города Каргополь создавали в перерывах
между работой над посудой для потехи своих детишек. Фигурки людей и животных приземисты, тяжеловесны, грубоваты и неуклюжи, у них короткие ноги, толстая, короткая шея, крупная голова. Посуда не сохранилась, а игрушки живы!
Слайд 32Романовская глиняная игрушка – простая по форме и цвету. Мастера
использовали не больше двух красок для росписи своих произведений.
Слайд 33Как ты думаешь, что это? Это - старинная поморская погремушка
– шаркун. Плетётся она из берёсты – коры берёзы. Внутрь
засыпается сушёный горох. Погремушка получается лёгкая, с весёлым звуком и совсем не вредная, если маленький ребенок возьмёт её в рот.
Слайд 34Авторы филимоновской игрушки – это не мастера, а мастерицы. Жёны
мастеров-гончаров лепили из местной глины традиционные свистульки: барынь, всадников, коров,
медведей, петухов, лошадей.
Слайд 35Дымковская игрушка – искусство росписи глиняной игрушки – людей, животных.
Игрушки получаются яркие, весёлые, озорные!
Слайд 36Матрёшки – пустые внутри деревянные куклы овальной формы – славятся
во всем мире. Их расписывают разными стилями.
Слайд 37К декоративно-прикладному искусству относится кружевоплетение. В разных местах кружева плели
разные. Вологодское кружево – одно из самых знаменитых. Это кружево
украшено плавно извивающейся лентой на фоне узорных решёток, звёздочками и розетками. “Застывшие краски северной зимы” – так его образно называют.
Слайд 38.
Кружева создают девушки и женщины вручную, с помощью специальной круглой
подушки и коклюшек – деревянных палочек с намотанными нитями.
Слайд 39Макраме — это изделия из узелков. Ещё первобытные охотники плели сети
из шерсти животных и болотных трав, а в наше время
макраме украшает интерьер.
Слайд 40Платки всегда имели большое значение в одежде человека. Особенно красивые
платки создавали Павловопосадские умельцы. Такие платки передавались из поколения в
поколение по наследству.
Слайд 41Платки нужны не только для красоты, но и для тепла.
Нет теплей оренбургских пуховых платков! Они не только тёплые, но
и очень лёгкие. Хороший оренбургский платок можно продеть сквозь кольцо.
Слайд 42Эта картина создана не на холсте красками, а на ткани
иголкой и нитками. Это – вышивка. Вышивают шерстяными, шёлковыми или
хлопчатобумажными нитями, даже лентами, бисером. Вышивка по технике бывает гладьевой, когда стежки ложатся рядом друг с другом.
Слайд 43А это - вышивка крестиком, стежки ложатся крест накрест.