Слайд 1Презентация к уроку ИСКУССТВО
Знаки и символы в жизни и искусстве
учитель
Соболева Мария Евгеньевна
ГБОУ школа № 334 Невского Района
2018 год
Слайд 2Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий.
Примерами
знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических
картах, звуковые сигналы SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.
Слайд 3Символ – это предмет, действие, раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею.
Символ
воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ – это синтез
знака и образа.
Слайд 4Знаки и символы искусства
Пример: средневековое христианское искусство, особый интерес представляла
устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника
лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб – символы таинства причащения; цветы лилии или ириса – символ Богоматери.
Слайд 5Знаки и символы искусства
Искусство говорит с людьми на языке символов.
Символ в искусстве является художественным образом, воплощающим какую-либо идею. Символ,
как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.
Слайд 6Вильям Вотерхауз. «Моя роза».
Закрытый бутон – молодость,
раскрытый – красота, магнетизм
и страсть.
Слайд 7 Медиативная роза. Сальвадор Дали.
1958 год
Исследователи
считают, что это ядерная угроза, напряжение и опасность для всей земли.
Джовани Беллини
«
«Благоразумие»
Зеркало – роскошь,
самолюбование, отвернулась на несколько секунд – в зеркале дьъявол, нужно думать не только о красоте, но и о саморазвитии.
Слайд 9
Иероним Босх «Ад»
Музыкальные инструменты –светская жизнь
и чувства – у Босха это символ расплаты за плотские
грехи, танцы и пляски, необходимо больше думать о душе.
Слайд 10Символ- загадка, он многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности
в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания
символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.
ВАНИТАС (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») — жанр живописи, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является
человеческий череп .голландия 17 век. Изобретение – мотивирует человека на радостную и эффективную жизнь.
Слайд 11В натюрморте ВАНИТАС художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых
вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит
и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — ШТИЛЬЛЕБЕН (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) - тихая (безмолвная) жизнь.
Ю. ван Стрек. Суета сует
Слайд 13Череп — напоминание о неизбежности смерти.
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность
смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Кубки,
игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.
Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.
Слайд 14Натюрморт (франц. nature morte - мертвая природа) - жанр, характерной
особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.
П.
Клас. Натюрморт с устрицами
П. Клас. Натюрморт с рыбой.
С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.
Слайд 15В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу.
Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени,
в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.
Слайд 16Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного
(глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры;
голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.
Слайд 17
Терпсихора – муза танца с лирой
Клио муза истории с трубой
Эвтерпа
муза поэзии с двойной флейтой
Слайд 18Персонажами натюрмортов Пабло Пикассо (1881—1973) часто были музыкальные инструменты. Возможно,
это связано с изысканностью их форм, а может быть, со
стремлением синтезировать живопись и музыку.
Пабло Пикассо. Скрипка и виноград.
Слайд 19
Дом музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Яйцо – символ рождения и
хаоса.
Слайд 20
«Геополитический младенец наблюдающий за рождением нового человека»
Слайд 21
Просмотрите внимательно фрагмент из фильма Сальвадор Дали и Гала
(при просмотре
фильма можно делать записи в тетрадь, отмечая самые важные и
интересные факты из его биографии и творческой жизни)
Слайд 22Вопросы по фильму Сальвадор Дали и Гала
1 вариант
1. Кого
Гала сделала из Сальвадора Дали?
2. Чем Дали ответил за взаимную
любовь Гале?
3. В каком возрасте Гала получила, обещанный много лет назад подарок?
4. Какими словами Гала разрешала гостям навестить мастера?
2 вариант
1. Как называли пару Дали и Галы журналисты?
2. Как называли сюрреалисты Галу?
3. В каком веке был построен замок в Публ?
4. Как исследователи называют микроклимат для Дали и его картин во дворце?
Слайд 23Вопросы по фильму Сальвадор Дали и Гала
1 вариант
5. Как
на самом деле зовут Галу?
6. Как журналисты называют замок в
Публ?
7. Как и чем он украсил замок?
8. Что она обожала и любила?
9. Как к ней относились окружающие женщины?
10. Где родился Сальвадор Дали?
2 вариант
5. Каким образом назначала встречи Гала своим гостям, в том числе и Дали?
6.Что ненавидела Гала в своем доме больше всего?
7.Что обозначает в переводе с фр. Имя Гала′ ?
8. Как называется книга Сальвадора Дали?
9. Как появились оплавившиеся (мягкие) часы
10. Где умер художник?
Слайд 24ОТВЕТЫ по фильму Сальвадор Дали и Гала
1 вариант
Кого Гала
сделала из Сальвадора Дали?
мультимиллионера, звезду мирового масштаба
2.
Чем Дали ответил за взаимную любовь Гале?
замок в Публ
3. В каком возрасте Гала получила, обещанный много лет назад подарок? в 74
4. Какими словами Гала разрешала гостям навестить мастера? Добро пожаловать!
2 вариант
Как называли пару Дали и Галы журналисты?
герцог и герцогиня
2. Как называли сюрреалисты Галу? чума
3. В каком веке был построен замок в Публ? в12 в.
4. Как исследователи называют микроклимат для Дали и его картин во дворце?
ни тепло ни холодно
Слайд 25ответы по фильму Сальвадор Дали и Гала
1 вариант
5. Как
на самом деле зовут Галу? Елена Дьяконова
6. Как журналисты называют
замок в Публ? «дворец любви»
7. Как и чем он украсил замок? роспись потолка, ласточки на предметах интерьера и буква G из клумб
8. Что она обожала и любила?
его картины и чучела животных
9. Как к ней относились окружающие женщины? с ненавистью и завистью
10. Где родился Сальвадор Дали? г.Фигерес
2 вариант
5. Каким образом назначала встречи Гала своим гостям, в том числе и Дали? письменное уведомление с указанием дня и часа
6.Что ненавидела Гала в своем доме больше всего? батареи
7.Что обозначает в переводе с фр. Имя Гала′ ? праздник - веселье
8. Как называется книга Сальвадора Дали? «Тайная жизнь гения»
9. Как появились оплавившиеся (мягкие) часы? Художник долго ждал любимую после кинотеатра – время тянулось
10. Где умер художник? ? г.Фигерес
Слайд 26Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог
стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.
Эмоциональный накал
во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.
Винсент ван Гог (1853—1890)
Слайд 27Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889
Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1887
Слайд 28Винсент Ван Гог. Звездная ночь, 1889
Слайд 29Знаки и символы искусства
С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные,
живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними
людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.