Слайд 1
ВИТРАЖ
Выполнила: учитель начальных классов г. Павлодара
Средней Общеобразовательной школы
– гимназии №9
Жукова Екатерина Николаевна
Слайд 2
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum —
стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из
цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Слайд 4
В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими
романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в
России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.
Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи.
Слайд 5Материалы и инструменты
Цветные карандаши
Эскиз будущей работы
Слайд 6
Стекло
Витражные краски
Контур по стеклу и керамике
Слайд 8
Современные виды витражей:
Пескоструйный витраж – вид витража, представляющий собой группу
стекол, выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке,
и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
Слайд 9
Витраж в технике спекания или фьюзинг – витражная техника,
в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла
или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
Травленый витраж – витраж представляет собой группу стекол, выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Свинцово-паечный (паечный) витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.
Слайд 10
Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов,
например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в
качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.
Витражи диапозитивы - могут выполняться с использованием фотографической техники, фотопечати на стекле или методом фототравления. Витражи-диапозитивы используются при остеклении небольших проемов торгово-выставочных павильонов, витрин. Следует отметить, что фотопечать на стекле и метод фототравления стали использоваться в технологиях изготовления витражей относительно недавно.
Слайд 11
Витраж на латунной арматуре. В сравнении с витражами на
свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и
жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.
Узорчатые витражи - изготавливаются из фрагментов бесцветного, полностью прозрачного стекла, имеющего фактурную узорчатую поверхность, по заранее заготовленному рисунку будущего узора или геометрического орнамента. Благодаря особой технике подбора стекол с различающейся фактурой удается добиться создания довольно привлекательных узоров. Если же в узорчатых витражах применяется стекло с одинаковой фактурой, то неповторимый орнамент или рисунок можно получить благодаря различному расположению самих стеклянных деталей. В создании узора таких витражей особая роль отводится контурам свинцового обрамления и исходной геометрии и размерам отдельных стеклянных фрагментов.
Слайд 12
Живописные витражи -составляются из кусочков цветного стекла, расписываются керамическими
красками, затем подвергаются обжигу. После процесса обжига, краски на стеклянной
картине спекаются со стеклом, происходит их диффузия. Правда, любая живопись на стекле, выполненная спекающимися красками, по многим параметрам уступает светопроницаемым витражам, выполненным из цветных стекол и окрашенных в процессе изготовления, например, по чистоте и яркости цветов. Кроме того, после обжига на стекле остается тончайший слой пленки вроде патины, который образуется в результате окисления металлических поверхностей. Живописные витражи бывают или сюжетными или орнаментальными, однако большей частью представляют комбинацию этих видов. Зеркальные стекла с полированной поверхностью для этих целей почти непригодны, так как на них плохо ложится краска.
Слайд 13
Поверхность витражей может быть обработана различными способами. Наиболее популярны
декоративные виды обработки, выполняемые:
Пескоструйным способом. Выполняется при помощи набора трафаретов
и с использованием специального аппарата. Этот способ позволяет получать любые изображения, в том числе рисунки, рельефы, силуэты и надписи, которые соответствуют заданному трафарету. Они могут быть матовыми на прозрачном фоне, прозрачными на матовом фоне, могут иметь матированный фон и штриховой рисунок различной интенсивности. Причем необработанные части поверхности могут сами составить рисунок в виде прозрачных нематированных просветов, образуя ленты, розетки, различные абстрактные вкрапления. Данному способу декоративной обработки поверхности витражей подвергается, как правило, бесцветное стекло.
Гравированием. Для данного способа используются медные и абразивные диски. На прозрачных или бесцветных стеклах, а также многослойных стеклах с их помощью можно наносить любые изображения, картины и рисунки, результат всегда превосходный.
Слайд 14
Отливкой или прессованием витражей. Применяется для обработки витражей сравнительно
небольших размеров, имеющих армирование свинцовой или медной пайкой. Полученные рельефы
или барельефы из цельного стекла, а также отдельных кусков стекла, используются, как правило, для заполнения дверных филенок.
Цветным протравливанием или травлением химическими веществами. Травлением принято называть особую технику, основанную на способности плавиковой кислоты вступать в реакцию с главным компонентом стекла - диоксидом кремния, в результате чего стекло начинает разрушаться. Использование защитных трафаретов позволяет получить рисунки любой сложности и заданной глубины. Применяется также многослойное травление - обработка стекла специальными составами в несколько этапов, при котором достигается постепенное протравливание стекла на разную глубину, поэтапное снятие защитного слоя лака или постепенное его нанесение. Благодаря этой методике на стекле получается объемный, рельефный рисунок, чего нельзя добиться просто при шлифовке поверхности абразивами. Наиболее простым и доступным способом травления, не требующим повторного снятия или нанесения лака, является нанесение матового трафаретного рисунка, выполняемого в один прием. В результате получаем травленый витраж - группу стекол (филенок), которые выполнены в одной технической манере, относящейся к химическому травлению и объединенной общим композиционным и смысловым замыслом и помещаемых внутрь рамных секций.
Слайд 15
Технология выполнения
Нарисуйте на листе бумаги изображение рыбы или любого
другого обитателя моря. Сделайте его четкими, хорошо видимыми линиями.
Слайд 16
Протрите поверхность стекла спиртом с помощью ватного диска,
для того чтобы обезжирить поверхность.
Слайд 17
Кусок стекла из фоторамки или старых часов оклейте по
краю изоляционной лентой или скотчем, чтобы не поранить руки. Попросите
родителей помочь вам – стекло очень хрупкое.
Слайд 18
Положите рисунок под стекло и обведите его по всем
линиям черной контурной краской. Линии на стекле старайтесь делать максимально
ровными. Дайте краске подсохнуть – подождите совсем немного, минут пять.
Слайд 19
Заполните рисунок цветными красками из тюбиков – старайтесь работать
аккуратно, чтобы краска не затекала за намеченные границы изображения. Заполняйте
участки ровным слоем. Не оставляйте пустых мест, иначе застывшую картинку будет тяжело снять с основы, не порвав. Готовый рисунок оставьте сохнуть на несколько часов. Краски будут становиться все более прозрачными по мере высыхания. Окончательно высохший рисунок больше всего похож на цветную пленку – осторожно снимите его со стекла. Теперь его можно приклеить без клея или воды на любую гладкую поверхность – зеркало в ванной, кухонный шкафчик или оконное стекло.
Слайд 20
Ваш оригинальный витраж в морском стиле готов!
Слайд 22
Раньше горожане любовались самыми разнообразными
орнаментами, композициями на религиозные
сюжеты.
Слайд 24
Разноцветный витраж заиграл, засиял…
Сложен нежной рукой за осколком осколок…
Из
разбитых надежд мозаичным узором
Мастер живую картину по кусочкам собрал…