Слайд 1Учитель изобразительного искусства:
Остова Тамара Анатольевна
Урок во 2 классе:
«Выражение намерений
и целей человека через украшение»
ГБОУ СОШ № 591 Невского
района Санкт-Петербурга
Слайд 2
Варяжские ладьи на картине Рериха
Ветер по морю гуляет
И кораблик
подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
А.С.Пушкин
Слайд 3Ладья происходит от слова ладить (строить) корабль (судно). Именно от
слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья).
Слайд 4Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая
корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный
из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.
Слайд 5Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю
длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и
распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут - опруги. На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.
Слайд 6Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний
и боевых походов «набойная лодья». Она имела более высокие борта,
к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом.
Слайд 7Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и
на них размещалось по рулевому веслу - потеси.
Слайд 8Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских
летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем.
Слайд 9В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще
стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху
гребцов. Для увеличения вместимости к долблённому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок.
Слайд 10Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и
40 человек команды не так уж много для корабля, и
все-таки это был настоящий корабль.
Слайд 11Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком
из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик
и ладья «ушкуй». Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов,
Слайд 12 Суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного
при Петре Первом.
Слайд 13Парус обычно был прямоугольной либо квадратной формы и чаще всего
изготовлялся из овечьей шерсти. Зачастую паруса славянских суден украшали различные
узоры и знаки.
Слайд 14Славянская ладья имела мачту, которая в случае необходимости, могла сниматься
и опускаться на палубу
Слайд 15Так же, в случае если ладьи шли в военный поход,
по бортам обычно вешались деревянные щиты, обтянутые кожей
Слайд 16Самым быстрым судном, плававшим на большие расстояния в северных водах,
считают морскую (в летописях «заморскую») ладью с тремя мачтами. Хорошее
парусное вооружение при попутном ветре давало морской ладье возможность проходить до 300 км в сутки, при этом она могла унести на себе до 300 т груза. В длину ладья достигала 18-25 м, а в ширину 5-8 м.
Слайд 17Корабли скандинавских викингов, как и ладьи варягов, были украшены высокими
резными деревянными носами, иногда металлическим.
Слайд 20 Божество или тотемное животное, изображённое на носу корабля викингов,
было не только магическим оберегом, защищающим мореплавателей, но и мощным
тараном, который использовали викинги для нападения на другие торговые суда.
Слайд 21 Носы кораблей викингов были из дерева съемными , в
виде гривы животного, лошадей, драконов, быков, часто окрашены в яркие
цвета.
Слайд 22Ладья внесла значительный вклад, как в развитие не только кораблестроения
и торговли в русских землях, но так же она была
незаменима при морских военных походов
Слайд 23Ранним утром мы выходим на высокий берег реки, и у
самого горизонта в лучах восходящего солнца видим
Слайд 24плывущие с двух сторон корабли. На первый взгляд они кажутся
одинаковыми, но по мере приближения кораблей мы замечаем их различия.
Слайд 25В парусах одних кораблей преобладают темные цвета с изображением тяжелых,
колючих форм.
Слайд 26Корабли другого флота, наоборот, отличаются мягким, плавным орнаментом..
Слайд 27Паруса играют в лучах солнца теплыми розовыми, оранжево-желтыми цветами, и
на фоне голубого неба эти корабли выглядят нарядными и приветливыми
Слайд 28Увидев такое зрелище, мы догадались, что один флот – угрожающий,
а значит, намерения его хозяев злые..
Слайд 29Наверное, это разбойники-пираты едут нападать, пугать, грабить
Слайд 30Но другой флот по характеру украшений кораблей, цвету парусов совсем
иной.
Это флот царя Салтана
Слайд 31или добрых купцов, намерения которых – дарить людям веселье и
добро, радость, подарки, угощения. Они едут на праздник.
Слайд 33Практическая работа
Класс делится на две группы – разбойников и купцов.
На панно белые неразличимые оба флота, едут на встречу друг
другу. Это злой волшебник стер все краски, а мы должны их вернуть, чтобы всем стало ясно, где какой флот.
Слайд 34Интернет-ресурсы
Морская библиотека http://sea-library.ru/morskie-stati/604-suda-drevnej-rusi.html
http://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/7012-ladya.html