Слайд 2 Особенностью музыки Древней Индии являлось познания внутреннего бытия человека
и его связи с Космосом.
Основы мироосознания древних
индусов базировались на положении о том, что душа человека после его смерти начинает новую жизнь в том облике, который соответствует благости прожитой жизни.
Слайд 3 Главным законом жизни индусов была идея
о постоянном совершенствовании духа, ведущем к особому состоянию – нирване.
Нирвана – такое прижизненное парение души, когда она освобождается от страданий и испытывает блаженство.
Исходя из этого мотивы медитирования, взаимодействия жизни человека с высшими сферами занимали ведущее положение и в музыкальном искусстве.
Слайд 4
Индийская музыка не имеет конкретной даты рождения. Индусы во все
времена считали, что такое искусство даровано высшими силами и родилось
в колыбели цивилизации, как дар каждому человеку, живущему на земле.
Слайд 5 Первое упоминание о музыке
есть еще в Ведах — древней священной книге Древней Индии.
Такому божественному искусству поклонялись, складывали легенды и сказания, что доказывает неоценимую важность такого культурного направления и величайшую ценность.
Основа музыки в Индии — это сангит. Он заключается в искусном и гармоничном созвучии вокала, инструментальной мелодии и танца.
Слайд 6 Также существуют “Мантры” – звуковые
комплексы, обладающие магическими свойствами. В мантра-йоге звуки рассматривались как энергия
Космоса, а ритм – как движение Вселенной .
Специальные мантры сочинялись для достижения гармонии души, для просвещения и успокоения, для творчества и благородного богатства, для преодоления трудностей и стремления к успехам.
Слайд 8 В Древней Индии сложились многообразные представления о взаимосвязи музыки
и цвета.
Индусы верили, что человек и мир соединяются при
помощи цветовой гаммы, что настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями. Считалось, что каждый человек имеет свою определенную музыку и соответствующий ему цвет.
Слайд 10 Яркие цвета соответствовали
интенсивным вибрациям, бледные – спокойным, гармоническим вибрациям. Семизвучная гамма ассоциировалась
с семью цветами: белым, черным, желтым, синим, зеленым, красным, оранжевым.
Сушествует афоризм древних индусов: “видеть звук и слышать краски”. Определенная символика цвета говорит: золотой – цвет солнца; зеленый – природы, растений; голубой – неба.
Слайд 11В VII в. н. э. появились ранние формы светской классической
музыки. Ее основы составляли “раги”, которым также приписывалась способность воздействовать
на жизнь Земли и Космоса.
Слайд 12 «Рага» выражали состояния мужества, героизма; «рагини» ассоциировались
с нежностью, любовью и печалью.
У
индусов выработалось специфическое чувство восприятия раг: например, их слух не выносил утреннюю рагу, исполняемую вечером.
Слайд 14Космологические представления Древней Индии коснулись сфер вокальной и инструментальной музыки.
Особой миссией наделялся певческий голос, способный выражать, по мнению древних
музыкантов, дух, красоту и мудрость.
Слайд 15 По распространенной в Индии манере пения
глаза должны быть закрыты, нос наморщен, мышцы рта сильно напряжены,
шея вытянута. Этими приемами добивались особого гнусавого призвука при вибрации звука.
Индусы, подобно их современникам древним грекам, связывали звукоряды лада с определенными психо-эмоциональными настроениями.
Слайд 16 Символом человеческого голоса был первый инструмент –
флейта.
Атрибутом бога Шивы считался
барабан, символ созидания. Шиву изображали танцующим и стучащим в барабан, когда он создавал Вселенную.
У бога Вишну атрибутом являлась морская раковина.
Слайд 18 Звукоряд индийского лада состоял из
семи главных тонов, число которых имело сакральный смысл: они ассоциировались
с семью планетами Солнечной системы.
Слайд 19 Музыка занимала одно из
важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят
к народным и культовым обрядам. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом.
Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни.