Слайд 1Римский скульптурный портрет
Автор – Рубанва Л.В., учитель МХК МБОУ СОМШ
№44 им.В.Кудзоева г.Владикавказа
Слайд 2 «Вся история римского падения выражена бровями, лбами, губами…»
А.И.
Герцен
Тит Ливий
Слайд 3Скульптурный портрет
– одно из главных завоеваний римской художественной культуры.
Он точно передает портретное сходство и сложность соотношения между физическим
и духовным миром человека.
Слайд 4История создания скульптурного портрета восходит к древнейшему обычаю этрусков: снимать
восковую или гипсовую маску с лица умершего и хранить её
в специальных нишах и шкафах. Позднее, у римлян, эти маски стали заменятся скульптурными портретами из камня. Заказчик стремился к правдоподобности изображения
Слайд 5Художники Рима первоначально копировали древние греческие образцы, усваивая каноны изображения.
Позже стали изображать по-своему. В Древней Греции преобладали скульптурные изображения
богов, а в эпоху Римской республики и империи интерес представляла личность государственная и общественная
Слайд 6Впервые человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал. Площади
городов и провинций украшали портреты прославленных личностей: полководцев и императоров,
выдающихся политических деятелей и просто достойных граждан.
Слайд 7«Брут Капитолийский»
Один из лучших скульптурных памятников. Именно
он стал для римлян образцом истинного гражданина, для которого чувство
долга пред родиной превыше родственных чувств. Скульптору удалось передать решительный характер персонажа, живой и смелый взгляд.
Слайд 8 «Октавиан Август»
Множество статуй этому императору было
воздвигнуто ещё при жизни. В данной статуе удачно сочетаются и
индивидуальные, и идеализированные черты императора. Гордая величественная поза, ораторский жест правой руки, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, жезл в руке – все призвано подчеркнуть значительность образа.
Слайд 9 «Император
Марк Аврелий»
- до сих пор возвышается
в самом центре Рима. Современники называли его «философом и мыслителем
на троне». Этот образ удалость запечатлеть скульптору. Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских отличий и знаков, восседает на коне. Спокойным жестом он обращается к толпе. Художнику удалось передать волевой характер, способность подчинять своей власти окружающих.
Слайд 10 «Портрет Каракаллы» - отмечен подчеркнутым драматизмом. Один из самых
злобных и жестоких императоров. Его голова дана в резком повороте.
Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию.
Слайд 11 «Портрет Сириянки» Тонкое продолговатое лицо с неправильными
чертами лица по-своему трогательно и привлекательно. Выражение лица немного грустное
и задумчивое. Сложная прическа кажется слишком большой для её изящной головы. Несомненно перед нами портрет женщины, принадлежавшей к высшим слоям общества. В нем мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини.
Слайд 12Вывод:
Изобразительное искусство Древнего Рима впитало в себя достижения
всех завоеванных земель и народов. В период империи особое внимание
получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.
Слайд 13Использованные источники:
Данилова Г.И. Искусство. 10 класс. Базовый уровень
https://poznayka.org/s5568t1.html
http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=15656%3A2016-02-17-09-56-54&catid=60%3Aarts-cultural-studies&Itemid=68
https://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?art=122&id=87
Слайд 14Ссылки на изображения:
https://poznayka.org/baza1/511379728424.files/image003.jpg
https://poznayka.org/baza1/511379728424.files/image004.jpg
https://poznayka.org/baza1/511379728424.files/image005.jpg
https://poznayka.org/baza1/511379728424.files/image006.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/5402/cicerone2007.2a/0_43105_d8e8f601_XL.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ab/Caligula_-_MET_-_14.37.jpg/640px-Caligula_-_MET_-_14.37.jpg
https://studfiles.net/html/2706/670/html_kYY84FoYfI.gYdu/img-ACOCFB.jpg