Слайд 3Иконописные изображения
известны на Руси с X века.
За 11 веков существования
русская
икона прошла
большой путь развития.
Появились выдающиеся иконописцы,
сложились иконописные школы.
Слайд 4В X – XII веках
иконописные образы
выполнялись
преимущественно
в технике мозаики,
которая пришла
в Киевскую
Русь
из Византии.
Дмитрий Солунский.
Мозаика из Михайловского
собора в Киеве.
Слайд 5Выполняли
мозаичные работы
в Киевской Руси
также
византийские
мастера.
Иоанн Златоуст.
Мозаика из Софийского
собора в Киеве.
Слайд 6Поэтому так похожи византийские и киевские
мозаики.
Апостолы.
Мозаика из собора
св. Фомы в
Дафни.
Апостолы.
Мозаика из Михайловского
собора в Киеве.
Слайд 7Первые
иконы на досках
появились на Руси
также из Византии.
Ангел «Златые власы».
Конец XII
века.
Слайд 8В это бурное время
идея защиты
часто воплощалась
в образе
Георгия
Победоносца.
Георгий Победоносец.
Начало XII
века.
Слайд 9Суровость
веры
воплощена
в образе
Спаса
Нерукотворного.
Спас Нерукотворный.
Середина XII века.
Слайд 10Самой известной
византийской иконой
на Руси является
«Богоматерь
Владимирская»,
выполненная
в Константинополе.
Богоматерь Владимирская.
Начало XII века.
Слайд 11Икона настолько
созвучна русскому
идеалу материнской
любви и защиты,
что из Киева ее
тайно вывезли
во
Владимир,
а затем торжественно
перенесли в Москву
для защиты земли
русской.
Слайд 12В это же время,
в новгородских
и псковских землях,
менее подверженных
влиянию Византии,
возникают свои,
национальные
школы
иконописи.
Здесь даже
появляются
авторские иконы.
Алекса Петров.
Святитель Николай.
XIII век. Новгород.
Слайд 13Новгородские
и псковские иконы
суровы
по духу,
как суровы люди
в северных землях.
Божья Матерь.
XIII век.
Псков.
Слайд 14Общий колорит
икон темный.
Часто
используются
темно-красные
и коричневые
краски.
Успение Пресвятой
Богородицы.
XIII век. Новгород.
Слайд 15В изображении
ясно выделен
линейный
рисунок.
Спас на престоле.
XIV век. Новгород.
Слайд 16Гораздо мягче
письмо
иконописцев
владимиро-суздальской
школы.
Апостолы Петр и Павел.
XIII век. Владимир.
Слайд 17Линии здесь
более изысканы,
цвета мягче.
Богоматерь Одигитрия.
XIII век. Суздаль.
Слайд 18В конце XIV века наступает расцвет
древнерусского искусства.
Не случайно многие исследователи
называют
конец XIV века –
начало XV века
«русским возрождением».
Именно тогда в историю
иконописи
входят имена Феофана Грека,
Дионисия, Андрея Рублева.
Слайд 19Византийский мастер
Феофан, прозванный
Греком, создал
в новгородских
церквях целую
галерею
монументальных
образов.
Феофан Грек.
Илья Пророк. 1378.
Слайд 20У Феофана Грека
образы словно
очеловечиваются,
становясь близкими
молящемуся.
Феофан Грек.
Христос. 1405.
Слайд 21Даже пластика тела,
жесты святых
передают простые
бытовые движения.
Феофан Грек.
Иоанн Предтеча. 1405.
Слайд 22С особой силой
проявляется
мастерство
иконописца
в тонкой проработке
ликов святых.
Феофан Грек.
Богородица. 1405.
Слайд 23В XV веке первенство
среди русских городов
перешло к Москве.
В соборах Московского
Кремля
работали тогда
лучшие иконописцы.
Одним из них был
мастер Дионисий.
Дионисий.
Богоматерь
Одигитрия. 1482.
Слайд 24По точности
рисунка и изяществу
линий Дионисий
был тогда
одним из первых
иконописцев Руси.
Дионисий.
Распятие. Ок.
1500.
Слайд 25В XV веке
первое место
среди русских
иконописцев
занимает
Андрей Рублев.
Андрей Рублев.
Преображение. 1405.
Слайд 26В 1408 году он
вместе с
Даниилом Черным
расписывает
Успенский собор
Владимирского
кремля.
Даниил Черный и
Андрей Рублев.
Голова
ангела. 1408.
Слайд 27Образы его
обладают
необычайной
силой,
проявляющейся
как в точности
линий, так и
в насыщенности
красок.
Андрей Рублев.
Спас в силах.
1400-10.
Слайд 29Техническая
точность работ
Андрея Рублева
всегда передает
глубокий
символический
смысл.
Андрей Рублев.
Троица. 1422-27.
Слайд 30В 1988 году
русская
православная
церковь
причислила
Андрея Рублева
к лику святых.
Андрей Рублев.
1988.
Слайд 31В XVII веке
в русскую икону
проникают
живописные
приемы из
Западной
Европы.
Симон Ушаков.
Христос. 1697.
Слайд 32Как и вся церковная жизнь
иконопись все более
подчиняется
государственным
нуждам, становясь
подчас средством
политической борьбы.
Симон
Ушаков.
Насаждение древа
государства Московского. 1668.
Слайд 33Наиболее преуспели
в этом иконописцы
«строгановской школы»,
среди которых
самым ярким был
Симон Ушаков.
Симон Ушаков.
Троица.
1668.
Слайд 34Тогда же,
в XVII веке,
икона вплотную
подошла к
портретной
живописи.
Неизвестный художник.
Князь Скопин-Шуйский.
1630.