Слайд 1
Презентация к методической разработке
для учителей МХК/предметов эстетического цикла
«Создание реплики как
                                                            
                                    реализация деятельностного подхода в преподавании МХК»
 
Автор:
Апанасенко Ольга Михайловна
учитель МХК,
                                    истории, обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77 с углубленным изучением английского языка» г.Перми
Пермь, 2014
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Проблема:
Предмет «МХК» – это синтез различных гуманитарных дисциплин, 
обладающий большим
                                                            
                                    
интеллектуальным потенциалом, но к
сожалению, существующие методики преподавания, подходы к
изложению учебного
                                    материала, разнообразны и зачастую
противоречивы. При этом предмет «МХК» направлен на всестороннее
развитие личности учащегося и интересен в изучении. Однако само по
себе накопление знаний не несёт ценности. «МХК» – это не просто
совокупность фактов, а дисциплина, требующая чувственного способа
познания.
Каким образом максимально полно раскрыть перед учащимися за
минимальное количество времени потенциалы мировой культуры? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Гипотеза:
для достижения максимально
положительного и успешного результата
при изучении предмета «МХК» учащимся
предлагалось
                                                            
                                    
создавать в ходе
эстетического поиска реплику – копию известного
живописного произведения.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Эстетический поиск – это собственный маршрут в мире
искусства. Его невозможно
                                                            
                                    
навязать, 
можно только предложить варианты пути. 
МХК – предмет эстетического
                                    цикла, главная задача которого –
воспитать и развить художественный вкус, научить 
ориентироваться в многообразии культурных продуктов, давать 
им оценку, получать от арт-объекта максимум информации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Метод эмпатии – один из
наиболее эффективных в
методологической базе преподавания 
гуманитарных
                                                            
                                    
дисциплин. Он требует 
отождествления себя и 
ситуации/произведения/
высказывания и пр.
В рамках
                                    МХК он может
реализовываться как 
высказывания: 
«Я –художник», «Я – поэт» и пр. 
Метод позволяет прочувствовать арт-
объект, стать соавтором,
отрефлексировать личное восприятие. 
Особенно актуален 
данный метод при изучении живописи.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Реплика (в искусстве) –
авторское повторение
художественного произведения,
которое может
отличаться от оригинала
размерами или
                                                            
                                    
отдельными
деталями изображения, или
быть частью от целого
изображения/предмета.
Создание собственной реплики
известного произведения –
                                    одна
из возможностей приблизить к
реципиенту арт-объект, раскрыть
творческий потенциал учащихся,
закрепить изученный материал,
изучить процесс создания
произведения искусства. 
При создании реплики
необходимо создавать условия
для эстетического поиска и
эмпатийного проживания
предмета искусства (например,
использовать соответствующее
музыкальное сопровождение).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Эффективность использования данного метода
заключается в создании 
коммуникации между объектом
и реципиентом
                                                            
                                    
посредством 
творчества, прорабатывания, поиска.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8
Цель и задачи для учебного занятия МХК с использованием инструментария
                                                            
                                    
реплики:
Цель: освоение арт-объектов и истории
живописи через активную деятельность
(изучение, вживание, формирование
                                    личного
отношения).
Задачи:
Разнообразить формы деятельности при изучении материала.
Вовлечь учащихся в творческий процесс.
Устранить барьер между реципиентом и объектом искусства.
Указать возможные пути дальнейшего творческого поиска.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Условия для комфортного и успешного 
эстетического поиска:
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 11
Обобщение полученного опыта и результативность метода:
На данный момент по описанной
                                                            
                                    
технологии было проведено 4 учебных занятия с учащимися 11х классов.
                                    Учащимся предлагалось, изучив ведущие приёмы живописной техники того или иного стиля/эпохи, создать собственную реплику популярной картины на основе шаблона-раскраски.
Проведенные уроки позволяют отметить следующие положительные результаты у учащихся:
повышается мотивация к изучению предмета;
можно отметить формирование трудно измеряемой компетенции: преодоление барьера, разделяющего предмет высокой культуры и реципиента, не имеющего достаточного эстетического опыта;
достаточно простой инструментарий (раскраска) позволяет учащимся, не имеющим художественного образования, свободно чувствовать себя на пути изучения арт-объекта;
происходит формирование и развитие личностных и коммуникативных УУД. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Обобщение полученного опыта и результативность метода:
Результат у педагога:
поиск эффективного и
                                                            
                                    
нестандартного инструментария, 
позволяющего формировать ключевые и предметные 
компетенции у учащихся
                                    в рамках предмета «МХК»
(социокульутрных, аксиологических) и производить
длительный замер (10-11 кл.) их изменений. 
Основная сложность работы – в малом количестве 
учебных часов (34 часа) и большом объёме излагаемого
материала.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 15Список используемых 
информационных ресурсов:
A Lesson in Empathy. Электронный ресурс. Режим
                                                            
                                    
доступа: http://www.karmatube.org/videos.php?id=3918 (19.12.14)
Андреева О. Мировая художественная культура: программа курса. 4-е
                                    изд. - Галерея «Юла», 2002.
МХК и не только. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mxk979.ucoz.ru/index/metodicheskij_sunduk/0-34 (22.12.14)
Предтеченская Л., Щербаков Ю. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя. – М, 1987.
Раскраски известных картин. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pesochnizza.ru/raskraski/raskraski-kartiny-hudozhnikov (22.12.14)
Термины и понятия в изобразительном искусстве. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2614-replica (20.12.14)