Слайд 1
Презентация к методической разработке
для учителей МХК/предметов эстетического цикла
«Создание реплики как
реализация деятельностного подхода в преподавании МХК»
Автор:
Апанасенко Ольга Михайловна
учитель МХК,
истории, обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77 с углубленным изучением английского языка» г.Перми
Пермь, 2014
Слайд 2Проблема:
Предмет «МХК» – это синтез различных гуманитарных дисциплин,
обладающий большим
интеллектуальным потенциалом, но к
сожалению, существующие методики преподавания, подходы к
изложению учебного
материала, разнообразны и зачастую
противоречивы. При этом предмет «МХК» направлен на всестороннее
развитие личности учащегося и интересен в изучении. Однако само по
себе накопление знаний не несёт ценности. «МХК» – это не просто
совокупность фактов, а дисциплина, требующая чувственного способа
познания.
Каким образом максимально полно раскрыть перед учащимися за
минимальное количество времени потенциалы мировой культуры?
Слайд 3Гипотеза:
для достижения максимально
положительного и успешного результата
при изучении предмета «МХК» учащимся
предлагалось
создавать в ходе
эстетического поиска реплику – копию известного
живописного произведения.
Слайд 4Эстетический поиск – это собственный маршрут в мире
искусства. Его невозможно
навязать,
можно только предложить варианты пути.
МХК – предмет эстетического
цикла, главная задача которого –
воспитать и развить художественный вкус, научить
ориентироваться в многообразии культурных продуктов, давать
им оценку, получать от арт-объекта максимум информации.
Слайд 5Метод эмпатии – один из
наиболее эффективных в
методологической базе преподавания
гуманитарных
дисциплин. Он требует
отождествления себя и
ситуации/произведения/
высказывания и пр.
В рамках
МХК он может
реализовываться как
высказывания:
«Я –художник», «Я – поэт» и пр.
Метод позволяет прочувствовать арт-
объект, стать соавтором,
отрефлексировать личное восприятие.
Особенно актуален
данный метод при изучении живописи.
Слайд 6Реплика (в искусстве) –
авторское повторение
художественного произведения,
которое может
отличаться от оригинала
размерами или
отдельными
деталями изображения, или
быть частью от целого
изображения/предмета.
Создание собственной реплики
известного произведения –
одна
из возможностей приблизить к
реципиенту арт-объект, раскрыть
творческий потенциал учащихся,
закрепить изученный материал,
изучить процесс создания
произведения искусства.
При создании реплики
необходимо создавать условия
для эстетического поиска и
эмпатийного проживания
предмета искусства (например,
использовать соответствующее
музыкальное сопровождение).
Слайд 7Эффективность использования данного метода
заключается в создании
коммуникации между объектом
и реципиентом
посредством
творчества, прорабатывания, поиска.
Слайд 8
Цель и задачи для учебного занятия МХК с использованием инструментария
реплики:
Цель: освоение арт-объектов и истории
живописи через активную деятельность
(изучение, вживание, формирование
личного
отношения).
Задачи:
Разнообразить формы деятельности при изучении материала.
Вовлечь учащихся в творческий процесс.
Устранить барьер между реципиентом и объектом искусства.
Указать возможные пути дальнейшего творческого поиска.
Слайд 9Условия для комфортного и успешного
эстетического поиска:
Слайд 11
Обобщение полученного опыта и результативность метода:
На данный момент по описанной
технологии было проведено 4 учебных занятия с учащимися 11х классов.
Учащимся предлагалось, изучив ведущие приёмы живописной техники того или иного стиля/эпохи, создать собственную реплику популярной картины на основе шаблона-раскраски.
Проведенные уроки позволяют отметить следующие положительные результаты у учащихся:
повышается мотивация к изучению предмета;
можно отметить формирование трудно измеряемой компетенции: преодоление барьера, разделяющего предмет высокой культуры и реципиента, не имеющего достаточного эстетического опыта;
достаточно простой инструментарий (раскраска) позволяет учащимся, не имеющим художественного образования, свободно чувствовать себя на пути изучения арт-объекта;
происходит формирование и развитие личностных и коммуникативных УУД.
Слайд 12Обобщение полученного опыта и результативность метода:
Результат у педагога:
поиск эффективного и
нестандартного инструментария,
позволяющего формировать ключевые и предметные
компетенции у учащихся
в рамках предмета «МХК»
(социокульутрных, аксиологических) и производить
длительный замер (10-11 кл.) их изменений.
Основная сложность работы – в малом количестве
учебных часов (34 часа) и большом объёме излагаемого
материала.
Слайд 15Список используемых
информационных ресурсов:
A Lesson in Empathy. Электронный ресурс. Режим
доступа: http://www.karmatube.org/videos.php?id=3918 (19.12.14)
Андреева О. Мировая художественная культура: программа курса. 4-е
изд. - Галерея «Юла», 2002.
МХК и не только. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mxk979.ucoz.ru/index/metodicheskij_sunduk/0-34 (22.12.14)
Предтеченская Л., Щербаков Ю. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя. – М, 1987.
Раскраски известных картин. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pesochnizza.ru/raskraski/raskraski-kartiny-hudozhnikov (22.12.14)
Термины и понятия в изобразительном искусстве. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2614-replica (20.12.14)