Слайд 1МОУ Любинская СОШ№1
Традиционные промыслы русского народа
Гончаренко Е.И.
Слайд 2Содержание
Введение
I Резьба и роспись по дереву
1.1 Художественные изделия из бересты
1.2
Матрешка
1.3 Хохломская роспись
II Художественная керамика
2.1Филимоновская игрушка
2.2 Скопинкая керамика
2.3 Дымковская
игрушка
III Резьба по кости
3.1 Чукотский костерезный промысел
3.2 Тобольская резьба по кости
IV Декоративная роспись на металле
4.1 Уральские расписные подносы
4.2 Жостовские подносы
V Кружевоплетение
5.1 Вологодское кружево
5.2 Кировское кружево
Выводы
Список литературы
Слайд 3Введение
Актуальность исследования: возрождение русских традиций, промыслов, культуры.
Цель: познакомить с различными
видами традиционных промыслов русского народа.
Задачи:
Охарактеризовать народное декоративно-прикладное искусство –как результат
творчества многих поколений мастеров.
Дать оценку значимости народного творчества для духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Определить актуальность старинных народных промыслов в современной культуре.
Объект изучения: традиционные народные промыслы.
Методы исследования: описание, фотоматериалы.
Народное декоративно-прикладное искусство- результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино
в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища, одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года.
Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства.(1, с.4)
Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта.
Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, обработка дерева и др. (1, с.5)
Слайд 5I Резьба и роспись по дереву
1. 1 Художественные изделия
из бересты
1.2 Матрешка
1.3 Хохломская роспись
Слайд 6Художественные изделия из бересты
Удивительные свойства бересты
еще издавна считались незаменимыми в быту у сибирских крестьян. Бересту
(верхний слой коры березы) использовали для изготовления посуды под сельскохозяйственные продукты. Берестяные туеса делали для хранения молока. Сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения - вот главные качества этого материала.
Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний России. Уже в XVIII в. прорезную бересту стали использовать для украшения.
Материалом для работы служит береста, заготовленная в мае-июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола дерева, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями.
Слайд 7Существует 3 вида изготовления изделий из бересты :
- Плетеные
Они
выполнялись из полос берёсты косым или прямым плетением. Ширина полосы
могла быть от минимальной 5 мм. до 6-7 см. максимум. Размеры самих изделий очень разняться. Походная солонка могла быть размером меньше кулака, а сундук из берёсты не уступал по размерам своему собрату из досок. Основные типы это – корзина, пестерь, зобня, горлатка, сумка, короб.
- Пластовые
Полотуха изготовлялась из двух-трех пластов бересты, которые прошивались и скреплялись корнем сосны или полоской бересты. Форма обычно прямоугольная в плане и низкая по высоте. Размеры разные в зависимости от назначения. Обычно полотухи использовались для временного хранения, сбора, переработки продуктов.
Коробки проще по изготовлению. Они делались из одного пласта бересты, который сгибался и закреплялся обычно прутиком.
Слайд 8
-Комбинированный
Самый распространенный тип из комбинированных изделий туес (сколотень
плюс пластовая береста). Сколотень – это цилиндр из бересты, который
снимается с березового кряжа. Размеры его могут достигать 50-60 см в высоту, от 5 до 30 см в диаметре. Он придает цилиндрическую форму туесу (бураку). Сверху сколотня из пластовой бересты рубашка, соединенная в замок. Сколотень скрепляется с рубашкой выворотным способом или прошивкой. Дно и крышка делаются из дерева. Крышка может иметь ручку-дужку или ручку-пупочку. Ручка – дужка из дерева или бересты. Рубашка может быть декорирована росписью, тиснением, резьбой.
Из берёсты делались и простые древнейшие музыкальные инструменты – рожки и дудки.
Охотники, подавали друг другу условные сигналы, подражали рёву лося. Пастухи могли с помощью рожка управлять движением стада.(2,электр. версия)
Слайд 9Матрешка
Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца
любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас
она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она - и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов; а над ее образом могут поэкспериментировать юные художники, купив специальные "болванки" - "белье" - в арт-салоне или у самого мастера-токаря .
Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку.
Слайд 10 Из стен мастерской
"Детское воспитание", основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная
девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец.
Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри…
В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.
матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для
росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка.
С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок". (3, электр. версия)
Слайд 12Хохломская роспись
Название «золотая
хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды,
изготовляемой в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII . Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом.(1, с.19)
При изготовлении изделие проходит множество стадий: вырезается из липы полуфабрикат, покрывается слоем жидкой глины, пропитывается льняным маслом, шпаклюется, ликвидируются трещины, затем вновь покрывается маслом. (1,с.20)
Слайд 13
Существует различное художественное оформление:
Верховое письмо (роспись по металлизированному
фону веток, цветов, ягод);
Травка (написанные черным и красным цветом кустики
и веточки);
Под фон ( когда цветом покрывается фон, ее основной мотив рисунка остается светлым с небольшой штриховой разделкой);
Кудрина ( узор, который отличается укрупненным размером, а все остальные формы напоминают круглящиеся растительные завитки).(1,с.20)
Слайд 14II Художественная керамика
2.1 Филимоновская игрушка
2.2 Скопинская керамика
2.3 Дымковская игрушка
Слайд 15Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка— русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе
Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили
в 1960 годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.(4,с.42)
Слайд 16 Филимоновские мастерицы расписывают свои
игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным
пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
(4, с. 43)
Слайд 17Скопинская керамика
Скопинский гончарный
художественный промысел - традиционный вид народного искусства на рязанской земле.
Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось имя первого скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.
В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.
Слайд 18 Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий,
буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников,
скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета. (5, электр. Версия)
Слайд 19Дымковская игрушка
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов
России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушку лепят руками
из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.(6, элект. версия)
Слайд 21III Резьба по кости
3.1 Чукотский костерезный промысел
3.2 Тобольская резьба по
кости
Слайд 22Чукотский костерезный промысел
Чукотский косторезный промысел -
наиболее древний центр искусства резьбы и гравировки на моржовых клыках..
Своеобразие этого искусства состоит в органическом соединении рационально сделанного предмета с художественным оформлением, как бы уточняющим его назначение и "одушевляющим" его.
Разнообразные предметы из кости выполнялись как необходимые в быту охотников вещи: ножи, гарпуны, наконечники. Их поверхность украшалась гравированным орнаментом, рисунки которого до сих пор не разгаданы, или скульптурным изображением, усиливающим функцию предмета, охраняющим его владельца от беды, способствующим удаче в охоте.
(1,с.53)
Мастера выполняют скульптуры отдельных животных во время отдыха и скультурные группы. Одинарные фигурки имеют совсем небольшой размер и редко помещаются на подставку из блока кости. Многофигурные композиции чаще связаны с размещением их на клыке.
На боковой стороне подставки как правило, дан гравированный рисунок, дополняющий рассказ об охоте или другом событии, зафиксированном в персонажах скульптуры. Сочетание двух видов искусства - скульптуры и гравюры - подчеркивает и расширяет содержание изображаемого события.
(1,с.54)
Слайд 23Тобольская резьба по кости
Тобольская резьба
по кости ведет свой отсчет с 1860-х годов. Наличие ископаемой
мамонтовой кости, которую до сих пор находят в Сибири, а также опыт народностей, проживающих в бассейне реки Обь, подсказали возможность заниматься художественной обработкой кости и русскому населению.
В основном изображали северных жителей, занятых своими повседневными делами. Персонажи скульптур вырезались отдельными фигурами и затем размещались на подставке. При большом количестве фигур, деревьев и чума вся скульптурная группа напоминает макет, в котором рассказ о событии был важнее художественно- пластической организации прастранства.(1,с.59)
Слайд 24IV Декоративная роспись на металле
4.1 Уральские расписные подносы
4.2 Жостовские подносы
Слайд 25Уральские расписные подносы
Уральские расписные подносы
стали изготовлять в 18в., в период развития металлургического производства, связанного
также с выпуском листового железа. Яркая многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. Здесь выковывали различных форм подносы: с просечным высоким бортом, с фигурными ручками.
По загрунтованному металлу наносился цветной фон, выполнялась с помощью кисти размашистая роспись веток с цветами или букетов, некоторые элементы наносились даже пальцем. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения. Но её цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство поддносов.(1,с.91)
Слайд 26Жостовские подносы
Недалеко
от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это
село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.
В первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала наблагодатную почву. Так и появились Жостовские подносы, которые благополучно существуют и по сей день. (6,электр. версия)
Слайд 27V Кружевоплетение
5.1 Вологодское кружево
5.2 Кировское кружево
Слайд 28Вологодское кружево
История появления и развития
кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются
Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву .(7, электр. версия)
Слайд 29Кировское кружево
Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII
в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарекая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой.
(1,с.116)
В каждом из художественных промыслов есть богатейшие возможности для создания
вещей, обладающих значительными эстетическими ценностями, что доказано и опытом мастеров предшествующих поколений, и работами мастеров нашего времени. Подтверждением этого служат коллекции музеев, в которых изделия народных мастеров хранятся наравне с произведениями живописи, скульптуры, графики. (1,с.153)
Невозможно переоценить значение кладези народных традиций для духовного воспитания и развития подрастающего поколения. С детского возраста мы обязаны знакомить детей с народными традициями, культурой для того, чтобы будущие поколения смогли сохранить и приумножить все то, что было накоплено веками, собрано по крупицам.
Слайд 31Список литературы
П. И.Уткин, Н.С. Королев Народные художественные промыслы- Москва, 1992
2.
www.remeslennik.ru
3. Е.Т. Зиброва http:/wwwdollplanet.ru/
4. И.Я. Богуславская Русская глиняная игрушка .-Москва:
Искусство,1975
5. www.Skopin.ru
6. www.samoffar.ru
7. www.vologdalace.ru