Слайд 1Утверждение общерусского
художественного стиля.
Москва! Как много в этом звуке
Для
сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
А.С. Пушкин
В конце XIII века под влиянием усилившийся воли
Москвы на просторах Руси начинает складываться
единый архитектурный стиль, который принято считать общерусским.
Как Вы думаете традиции каких мастеров формировали этот стиль?
Назовите основные черты, которые характерны для архитектуры
Владимиро-Суздальского княжества.
Шеховцова О.Р.
учитель МХК, русского языка и литературы
МБОУ «Петровская школа №1»
Слайд 2Цели урока:
1.Сформировать представление об архитектуре
соборов Московского
Кремля.
2.Развивать творческую и познавательную активность.
3.Закрепить полученные знания при выполнении
практических
работ.
4.Развивать умение анализировать архитектурные
сооружения.
5.Формировать познавательный интерес учащихся.
6.Побуждать к развитию связной, красивой речи.
7.Воспитывать интерес к искусству, эстетический вкус,
стремление к самообразованию.
Тип урока: урок-усвоения новых знаний.
Виды работ: описание картины, «ассоциации», «найди лишнее», задания сравнительного характера, блиц-опрос «Эрудит».
Слайд 3Московский Кремль — крупный архитектурный комплекс, крепость, исторический центр Москвы, расположенный
на левом берегу Москвы-реки, на Боровицком холме, наиболее древняя часть
города, в настоящее время являющаяся резиденцией высших органов государственной власти России и одним из главных историко-художественных комплексов страны.
Слайд 5
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933):
Московский
Кремль при Иване Калите. 1921
Частокол
из дуба, установленный напротив кремлёвской стены, построен специально, в целях безопасности Кремля. На холме расположен княжеский терем, соединённый срубами из дерева, а к нему установлена высокая лестница. По левую сторону от княжеского двора изображён Успенский собор, выполненный из камня, а чуть поодаль, построен Архангельский собор.
Слайд 6 История Московского Кремля
При Иване III(1462-
1505 гг.) началась перестройка Московского Кремля. Характер великого князя сказался
на строительстве: укрепления возводились не спеша и основательно - на столетия вперед. Для этой работы были приглашены не только русские, но и итальянские зодчие. Вероятно, Иван III делал это по совету своей второй жены Софьи Палеолог, воспитанной в Италии.
Слайд 7Новый московский Кремль, и история его создания стали воплощать идею
силы и могущества еще неокрепшего Российского государства. 29 марта 1489
года была заложена Тайницкая башня Московского Кремля . Название свое она получила от того, что в ней находился тайник с родником воды на случай длительной осады монголо-татар. Сначала строилась южная сторона. Строительство московских укреплений закончилось только в 1516 году, уже во время правления Василия III, сына Ивана III и Софьи Палеолог.
Слайд 8Соборы Московского Кремля
Главная площадь Московского Кремля - Соборная, является центром
всего архитектурного ансамбля, окружена с 3-х сторон - Успенским, Богоявленским
и Архангельским соборами. С четвертой стороны площади- возвышается колокольня Ивана Великого
Слайд 9Аристотель Фиорованти
Успенский собор(1475-1479)
В 1479 году архитектор Фиораванти, прозванный за свое
искусство Аристотелем, закончил строительство Успенского собора в Московском Кремле .
Образцом для него был Успенский собор во Владимире. Оба храма пятиглавые, но во владимирском соборе 14 столпов, а в московском-6. Стены и столпы собора необычайно тонкие, что создает впечатление пространства, увеличенного внутрь. В московском Успенском соборе находится и знаменитая икона Владимирской Божией Матери.
Слайд 10Архангельский собор(1505-1508)
Зодчий Алевиз Новый
По прибытии ко
двору Ивана III Алевиз Новый или Фрязин приступает к строительству
второго по величине кремлевского собора –Архангельского. Строительство заняло четыре сезона – с 1505 по 1508г. После окончания строительства под его руководством выкапываются пруды и глубокий, выложенный белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров, сделавший Кремль еще более неприступным. Этот ров шел от Неглинки вдоль Красной площади к Москве-реке и был засыпан только в XIX веке. Именно от этого рва происходит одно из названий храма Василия Блаженного – собор Покрова на Рву.
Слайд 11Один из прекраснейших соборов Кремля. Строг, элегентен и неповторим. Внутри
довольно скромное оформление, но самой примечательное это то, что здесь
захоронены все великие князья и цари допетровской России.
Архангельский собор
Храмовый образ Михаила Архангела (начало XV века)
Слайд 12 Храм-колокольня «Иван Великий»
Архитектор
Бон Фрязин
Бон Фрязин построил два нижних восьмигранных яруса и часть
третьего в 1505-1508 годах (нынешний вид колокольня приобрела столетием позже). Бон Фрязин заложил в конструкции первого яруса металлические балки, поэтому колокольня устояла в 1812 году при попытке взрыва её французами.
Слайд 13Собор построен в 1484 - 1489 г. псковскими мастерами на
фундаменте старого храма постройки 1395 г., сгоревшего в 1475 г.
Расписан в 1508 г. Иконостас предположительно расписан Феофаном Греком, преподобным Андреем Рублевым, Прохором с Городца. Собор Благовещения был домовым храмом московских великих князей, до XX в. Настоятель собора был духовником царской семьи. В 1918 г. все храмы Кремля были закрыты.
Благовещенский собор - православный храм в честь Благовещения Богородицы , расположенный на Соборной площади Московского Кремля.
Благовещенский собор
Слайд 14Це́рковь Ризополо́жения - Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, (Ризоположенская) —
православный храм на Соборной площади Московского Кремля.
Название церкви идёт
от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
Слайд 15 «Москва-третий Рим»
Эта идея стала мощной идеологической
опорой Московского царства.
Слайд 16Рождение шатрового зодчества
Шатровое зодчество- самобытная
архитектурная идея, не имеющая аналогов в
европейском строительстве.
Церковь Вознесения в Коломенском.
Слайд 17 Собор Покрова Пресвятой
Богородицы, что на Рву
(Храм Василия Блаженного)
Слайд 18 Православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. До XVII века обычно назывался Троицким, так как
первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как
«иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.
Слайд 19Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена
в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по
восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения,
Слайд 20« Премудрость созда себе дом» — один из русских иконописных
образов Богородицы В центре образа — Богоматерь и воплотившаяся из Неё ипостасная
Премудрость — Сын Божий.
Слайд 21«Благослове́нно во́инство Небе́сного Царя́»
(в советском искусствознании — «Це́рковь вои́нствующая») — икона, написанная в 1550-х годах
по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года.
Слайд 22 Вывод:
Художественная культура
Московского
царства
Единый стиль
Храмовый канон
Заключительный этап в
сооружении мощного
средневекового здания древнерусской культуры
Зрелая самобытность
Традиционность, незыблемость в архитектуре
Шатровое зодчество –
самобытная архитектурная идея
Слайд 23Блиц-опрос «Эрудит»
1.Что значит «красная « площадь?
2. Почему так названа Грановитая
палата?
3.Назовите архитектора Большого
Кремлевского дворца?
4..Древняя регалия, украшенная
драгоценными камнями и
крестом?
5.Сколько башен у Кремлевской стены?
Троицкая башня
Алевиз Фрязин
Слайд 24Тестовое задание
1. Назовите Собор, который был усыпальницей московских князей и
русских царей:
1) Грановитая палата 3) Успенский собор
2) Благовещенский собор 4)
Архангельский собор
2.Этот собор построен зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фиорованти в 1475-1479 годах. Именно в этом соборе венчались на царство русские князья и цари.
1)Грановитая палата
2) Успенский собор
3)Благовещенский собор
4) Архангельский собор
Слайд 253. Назовите архитектурное сооружение Московского Кремля, в котором проходила церемония
венчания на царство московских государей в XV–XVII вв.?
в Благовещенском соборе
в Успенском соборе
2) в Грановитой палате
4) в Архангельском соборе
4. При каком великом князе были построены первые каменные стены Кремля?
1)Иване Калите
2)Дмитрии Донском
3)Иване III
Слайд 265.Назовите зодчих, которые строили соборы Московского Кремля в XV
– начале XVI.?
1)Иосив Волоцкий, Федор Конь
2)Аристотель Фиорованти,
Алевиз Новый
3)Андрей Рублев, Симон Ушаков
4)Феофан Грек, Дионисий
6. Укажите в каком веке Московский Кремль перестраивается и обретает свой современный вид?
1)XIX
2)XVII
3)XVIII
4)XV
Слайд 271.
2.
3.
4.
5.
Укажите названия иконы:
6.
7.
Слайд 281.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Укажите название
архитектурного
сооружения
Слайд 291.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Найди лишнее
и обоснуй свой выбор.
Слайд 30С 1955 Кремль открыт для посещения, став музеем под открытым
небом.
В 1990 Кремль был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 31Домашнее задание:
Сообщение на тему :
«История одного шедевра»: 1. Башни Кремлевской стены
2.Хранитель тайн московских царей.
II. Презентация. Московское узорочье («нарышкинское» барокко)
III.Провести экскурсию по Московскому Кремлю для
своих одноклассников.
1.Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
4.Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
5.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
6.Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
7.Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
8.История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
9.История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
10.История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.
11.Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях.
1 часть: МХК [учебник]/Л.А. Рапацкая.- М.: Гуманитар. изд. Центр
ВЛАДОС,2014.-375с: ил.
12.Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992. 13.http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_8