Слайд 1Вазопись древней Греции
МХК
10 класс
Слайд 2Древнегреческая вазопись
декоративная роспись сосудов, выполненнаякерамическим способом, т. е. специальными красками с
последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма,
то есть начиная с 2500 г. до н. э.декоративная роспись сосудов, выполненнаякерамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.
Слайд 3Амфора мастера Андокида. Геракл. Геракл и Афина.
ок. 520 г. до н. э.
Слайд 4
В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая
вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и
различается по стилям. Стили и периоды не совпадают. Периодизация начинается с крито-минойской вазописи, одновременно с которой существовала кикладская керамика (по стилям идентична критской) и элладская керамика (ранний стиль - минийская керамика, которую со временем сменяют стили, идентичные критским). Вскоре после прихода в Грецию греков и завоевания ими Крита возникает микенский стиль керамики.
Слайд 5Минойский период. Кувшин в морском стиле.
Слайд 6
Минийская керамика
На территории материковой Греции в среднеэлладский период получила распространение
так называемая минийская керамика - из тонкой глины, изящная, но
без росписи. К концу среднеэлладского периода её начинает вытеснять минойская керамика. К. Блеген связывал минийскую керамику с приходом греков; в 1970-е гг. Дж. Каски установил, что она имеет местное происхождение и характеризует последний этап догреческой культуры в материковой Греции.
Слайд 7
Микенская керамика
Около 1600 г. до н. э. с началом позднеэлладского
периода вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, оставившая след и
в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.
Слайд 8
Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения,
приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо
тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Слайд 19Геометрический стиль
Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве
распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометрический стиль) до 900
г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями.
Слайд 21Ориентализирующий (ковровый)стиль
Со второй половины VII в. до начала V
в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль
украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.
Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.
Слайд 22 Ориентализирующий - ковровый стиль. Ольпа
Слайд 23Краснофигурный стиль
Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до
н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид.
В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой - красными.
Слайд 25Чернофигурный стиль
Со второй половины VII в. до начала V
в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль
украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.
Слайд 26Чернофигурный стиль. Аттическая амфора