Слайд 1Волшебные фонари
Урок изобразительного искусства
в 3 классе
Слайд 2История уличных фонарей
Самые первые уличные фонари появились
в начале XV века. По распоряжению мэра Лондона Генри Бартона
в 1417 году стали вывешивать уличные фонари. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Поначалу фонари давали относительно мало света, поскольку в них использовались обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения. Газовые фонари появились в начале XIX века. Их изобретателем был англичанин Уильям Мердок. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.
Слайд 3Уличные фонари в России
В России уличные фонари
появились при Петре I — в 1706 году в Петербурге на
фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году. В Москве уличные фонари появились в 1730 году по указу императрицы Анны Иоановны. В них вместо свечей зажигали конопляное масло с фитилём. Масляные фонари в Москве воцарились почти на 150 лет.
Первые электрические уличные фонари в Москве появились в 1880 году. Необычный оранжевый свет импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления, которые были установлены в Москве в 1975 году на Охотном ряду и Лубянке надолго стал визитной карточкой города.
Слайд 4
Первые уличные фонари, горевшие на
конопляном масле, появились в Петербурге в1718 г. предназначались для освещения
окрестностей Зимнего дворца и Главного Адмиралтейства. Их проект разработал архитектор Ж. Б. А. Леблон. На рубеже ХVIII-XIX вв. петербургский масляный фонарь представлял собой 4-гранный (реже шарообразный) светильник, который укреплялся на деревянном столбе, выкрашенном полосами в белый и голубой цвета. В 1777 в городе насчитывалось около 2300 масляных фонарей, в 1794 - 3400, к 1803 - около 7000. В начале ХIX в. в качестве опор для таких светильников стали использовать гранитные подставки, а с 1820-х гг. - чугунные столбы (отливались по рисункам инженера П. П. Базена).
Слайд 5Заглянем в историю
Слабый свет масляных фонарей
не мог удовлетворить потребности в О. у.; возникла необходимость в
более мощном источнике света. Летом 1819 в церкви на Аптекарском острове был устроен первый опытный газгольдер, а осенью зажглись первые газовые фонари. В 1835 учреждено «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», имевшее монополию на промышленное производство и продажу газа. Постройка газового завода в районе Обводного канала позволила в 1839 осветить Дворцовую площадь, Невский проспект и ряд прилегавших к ним улиц с помощью газовых фонарей. Газовые светильники (6- и 8-гранные) крепились винтами к чугунным столбам. В 1860-х гг. развитие О. у. в Петербурге связано главным образом с деятельностью «Общества столичного освещения», созданного в 1858, и, в меньшей степени, «Французского акционерного общества». Газовые фонари были установлены лишь в центральной части города, окраины и небольшие улицы освещались старыми масляными фонарями и спиртоскипидарными, появившимися в 1849. В 1863 в Петербурге впервые загорелись керосиновые уличные фонари, заменившие к концу 1860-х гг. масляные и спиртовые.
Слайд 6Заглянем в историю
Опыты по электрическому освещению
улиц в Петербурге проводились с начала 1870-х гг. Первые электрические
фонари (с угольными лампами накаливания А. Н. Лодыгина) зажглись в июле 1873 на Одесской улице, на Песках. В 1879 12 фонарей со свечами П. Н. Яблочкова были установлены для освещения Литейного моста. В 1883 общество «Электротехник» соорудило на деревянной барже на р. Мойка у Полицейского (ныне Народного) моста электростанцию, которая 30 декабря 1883 дала ток 32 электрическим фонарям, осветившим Невский проспект от Большой Морской улицы (ныне улица Герцена) до Аничкова моста. С августа 1884 электрические фонари загорелись и на соседних с Невским проспектом улицах. В 1886 в Петербурге учреждено «Акционерное общество электрического освещения». Строительство в 1897-98 трёх электростанций переменного тока (см. Электроснабжение) позволило осветить электрическими фонарями все главные улицы города. К 1915 в Петербурге насчитывалось около 3 тыс. электрических уличных фонарей, размещённых преимущественно в центральных районах, и свыше 12,5 тыс. газовых и керосиновых - на окраинах.
Слайд 7Заглянем в историю
К 1927 керосиновые фонари
в основном заменены электрическими, а к середине 30-х гг. ликвидировано
и газовое освещение. Электрическое освещение стало специальной отраслью городского хозяйства. В годы предвоенных пятилеток (1929-40) в Ленинграде проложены специальные сети электроснабжения. С концом 50-х гг. началось техническое перевооружение наружного освещения - на смену лампам накаливания пришли газоразрядные источники света. В 60-х гг. для О. у. использовались главным образом ртутно-гелиевые лампы, излучающие яркий, но «холодный» свет. В 1978 на проспекте Юрия Гагарина загорелись первые дуговые натриевые лампы, дающие «тёплый» жёлтый свет, к концу 80-х гг. они освещали Невский проспект и часть Московского проспекта, Воздухоплавательную улицу и другие магистрали города. К 1990 на улицах и площадях Ленинграда установлено около 160 тыс. светильников. Эксплуатацию электрических установок городского наружного освещения осуществляет управление Ленсвет.
Слайд 22
Жил-был на свете дракон. Звали его Комодо.
Он
умел извергать огонь, и поэтому все окрестные жители его боялись.
Заслышав его шаги, все разбегались и прятались.
А шаги его было мудрено не услышать, потому что Комодо носил сразу три пары башмаков - у драконов ведь шесть ног! - и все шесть башмаков вместе, да ещё каждый башмак в отдельности, ужасно скрипели.
Но вот однажды Комодо повстречал девочку Сьюзи, которая его ничуть не испугалась.
- Зачем ты извергаешь огонь? - спросила она. - Ты же всех пугаешь!
- Ну, - ответил дракон, - я... хм... я не знаю. Как-то не думал об этом. А что, больше не надо пугать?
- Конечно, не надо, - сказала Сьюзи.
- Ладно, не буду,-пообещал Комодо.
Они попрощались, и Сьюзи пошла домой. Уже стемнело, но фонарщик Чарли почему-то не зажигал огней, и прохожие не знали толком, куда им идти.
Оказывается, Чарли даже не вставал в этот день с постели. Он слишком устал накануне вечером и не успел ещё как следует отдохнуть. Он крепко спал и жевал во сне бутерброд.
А мэр города, сэр Уильям, очень сердился. Он не знал, как зажечь уличные фонари.
И тут Сьюзи пришла в голову удачная мысль. Она побежала назад, к пещере Комодо, и привела дракона в город. Они вдвоём обошли все улицы; дракон извергал огонь и зажигал подряд все фонари.
Жители города очень обрадовались. С тех пор они совсем перестали бояться дракона. И каждый год, когда фонарщик Чарли уезжал в отпуск, они звали Комодо зажигать на улицах города фонари.