Слайд 1Музыка эпохи классицизма
Подготовили:
Колотилов Дмитрий,
Крылов Владислав,
Хмелев Никита
И
Темников Дмитрий
Слайд 2Немного о классицизме
Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился
во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве
отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское. В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.
Слайд 3
В основу искусства классицизма положен культ разума – рационализм, стройность
и логичность. Название «классицизм» по происхождению связывают со словом из
латинского языка – classicus, что означает – «образцовый». Идеальным образцом для художников этого направления являлась античная эстетика с её стройной логикой и гармонией. В классицизме разум преобладает над чувствами, индивидуализм не приветствуется, а в любом явлении первостепенную важность обретают общие, типологические черты. Каждое произведение искусства должно строиться по строгим канонам. Требованием эпохи классицизма становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное.
Слайд 4Классицизм в музыке.
Венские классики
Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII
века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров,
проведение открытых концертов и оперных представлений. Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики. Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.
Слайд 5
Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство,
воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит
разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.
Слайд 6Жанры музыкального классицизма
Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров
инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная
сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений. В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор – современные «навороты» наслаиваются на неё, как на основу.
Слайд 7Сонатная форма
Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но
окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а
Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра. Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.
Слайд 8Струнный квартет
Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета,
в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают
писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.
Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.
Слайд 9Концерт
Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare –
«состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт,
созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в музыкальной культуре барокко, в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.