Слайд 1 Первые оркестры появились на рубеже XVII
– XVIII веков. Они состояли из королевских придворных музыкантов, и
композиторы писали музыку для тех инструментов, которые были у них в наличии. Оркестр, которым мы знаем его сегодня, начинает формироваться с середины XVII века, после того, как группа струнных инструментов обосновала в нём своё место.
Оркестр эпохи барокко
Слайд 4 Инструменты струнной группы составляли
основу оркестра барокко начала XVIII века. Клавесин задавал гармонию, играя
аккорды. К басовой группе добавлены гобой и фагот.
Слайд 15Антонио Вивальди
1678–1741
4 марта 1678 года в
Венеции в семье Вивальди появился первенец. Родившийся на седьмом месяце
ребенок отличался столь слабой конституцией, что из-за смертельной опасности был тут же крещен повивальной бабкой под именем Антонио Лучио. Хотя у Вивальди родились затем еще два сына и три дочери, никто из них, за исключением первенца, не стал музыкантом. Младшие братья унаследовали от отца профессию парикмахеров.
Слайд 16 О первых годах жизни Антонио известно
немного. Его музыкальное дарование проявилось очень рано. Уже в возрасте
десяти лет он часто замещал в оркестре собора Св. Марка своего отца, когда тот выступал за пределами Венеции. Первым и главным учителем Антонио был Джованни Баттиста Вивальди (его отец), к тому времени уже ставший известным виртуозом. Первое приписываемое Вивальди сочинение датируется1691 годом (13 лет). Виртуозный стиль игры молодого Вивальди и особенности его первых произведений также дают основание предполагать, что в начале 1700-х годов он занимался в Риме у Арканджело Корелли, знаменитого итальянского скрипача и композитора.
Слайд 17 Огромное влияние на формирование юного Вивальди
оказала музыкальная атмосфера города, где он родился и вырос. Решил
избрать карьеру священника. Вероятно, на это решение Антонио повлияла многолетняя деятельность его отца в соборе Св. Марка. Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет Антонио Вивальди стал помощником священника. Судя по документам, Вивальди использовал возможность стать им, минуя специальный духовный семинар. Благодаря этому у него оставалось значительно больше времени для занятий музыкой. Неудивительно, что еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза.
Слайд 19 В сентябре 1703 года, вскоре после
принятия сана священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из
так называемых венецианских консерваторий "Оспедале делла Пиета". Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.
Слайд 20 Став педагогом одной из лучших "консерваторий"
Венеции, Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями, где
перед ним открылись возможности для осуществления самых различных творческих замыслов. Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки - оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его "консерватория" стала заметно выделяться среди других в Венеции.
Слайд 22 «Времена года» венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре из
двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых
его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Концерты написаны в1723 году и впервые опубликованы два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.
Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что барочное художественное мышление не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы.
Слайд 23 Первая напрашивающаяся аллюзия — четыре возраста человека,
от рождения до смерти.
Столь же
неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами).
В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п.
Всё это, вместе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.
Слайд 25№1: Каких инструментов НЕТ в составе оркестра эпохи
барокко? ПЕРЕЧИСЛИТЕ….
Слайд 26№2: Как называется этот инструмент?
Слайд 27№3: Для чего он использовался в барочном оркестре?
Слайд 28№4: Что это за здание, где оно находится и
какое отношение оно имеет к жизни А.Вивальди?