Слайд 1«От классики к современности».
Слайд 2Представьте себе, что у нас есть фантастическая машина времени и
пространства, на которой мы сможем отправиться в любую точку планеты.
Итак, садимся в машину…
Слайд 3Мы приземлились в 17 веке.
Эпоха Барокко.
Слайд 4Архитектура Барокко выделяется пышностью декора, лепных украшений.
Слайд 6
Одежда этой эпохи очень красочна и живописна.
Слайд 7Мужчины носили белые сорочки, украшенные кружевами, камзол, галстуки в виде
огромных бантов. Панталоны – узкие, доходили до икр, где завязывались
лентами. На ноги одевали чулки с узорами, туфли на каблуках с бантами. Мужчины ходили в париках, которые пудрили.
Слайд 8
Женские костюмы отличались широкими юбками, пышными рукавами.
Слайд 9
Основной музыкальный инструмент – орган,
Слайд 10
также широко распространен клавесин.
Слайд 11
Для музыки характерно изобилие украшений. Основной инструментальный жанр - концерт.
Слайд 12Высшим выражением эпохи Барокко в области музыки считают музыку Иоганна
Себастьяна Баха. У него было много детей, для которых он
сам сочинял музыку. Его жена – Анна Магдалена помогала ему переписывать ноты. Ведь в ту эпоху не было ни ксероксов, ни компьютеров, ни даже электричества. Сохранились 2 тетради Анны Магдалены Бах
Слайд 13Давайте послушаем несколько из них:
Менуэт – слово менуэт означает
«маленький шаг». Происходит от медленного сельского хороводного танца 15 века,
позже утратил свой народный характер и стал придворным танцем. Черты менуэта: церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок, изящные мелкие шаги.
1. Послушаем Менуэт И.С.Баха соль мажор.
Слайд 15А сейчас прозвучит другой танец 17 века – бурре (от
французского слова набивать, колотить). В старину на вечеринках люди любили
демонстрировать свои профессии в танцах. Французские дровосеки не были исключением. В качестве танцевальных па они демонстрировали особый тип прыжков, помогавшим им уминать хворост. Их танец называли Бурре. Танец возник в 16 веке тоже как народный танец, его танцевали в деревянных башмаках – сабо. А в 17 веке бурре стал придворным танцем. Движения стали изысканнее.
Слайд 17«Маленькие прелюдии» написаны Бахом со скромной целью: быть упражнениями для
учеников. Бах сам занимался воспитанием своих детей, часто он сочинял
для них прямо на уроке. Так появились маленькие прелюдии. Прелюдии были вступлением к хоралу, фуге, сюите. А у Баха они становятся самостоятельными произведениями.
Слайд 183. Послушаем Прелюдию фа мажор. Это ликующая, торжественная музыка.
Слайд 19
Томазо Джованни Альбинони — итальянский композитор и скрипач эпохи барокко.
Самое его известное произведение - Адажио, которое достигло такой степени
знаменитости, когда его исполняют на разных инструментах, используют в фильмах, телепрограммах. Адажио часто исполняется во время траурных церемоний и столь же популярно, как «Траурный марш» Шопена. композитор нам рассказывает о гармонии, любви, вечности.
4. звучит Альбинони «Адажио»
Слайд 20
В этом произведении композитор нам рассказывает о гармонии, любви, вечности.
4.
звучит Альбинони «Адажио»
Слайд 21
И вот мы опять включаем нашу машину времени и перемещаемся
в другую эпоху. Эпоху Классицизма (что означает - образцовый).
Слайд 22
Архитектуре эпохи классицизма характерно многочисленные колонны, строгая организованность. Основные музыкальные
жанры - опера, соната, симфония.
Слайд 23
Женский костюм эпохи классицизма: юбка драпируется не по бокам, а
сзади, такую юбку называют турнюр. Платья также начинают подпоясывать поясом
чуть выше талии. Волосы начинают завивать в локоны, в моду входят шляпы.
Слайд 24Мужской костюм эпохи классицизма выглядел так: вместо кафтана - фрак.
Манжеты на рубашках становятся уже. Обувью служили башмаки с большой
металлической пряжкой.
Волосы теперь зачёсываются назад и собираются на затылке в пучок. В моду входят шляпы, галстуки.
Высшим достижением эпохи классицизма в музыке стало творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Слайд 26Вольфганг Амадей Моцарт – играл на скрипке, органе, клавесине. Был
гениальным ребенком. В 4 года написал свое первое произведение, в
6 лет вместе с отцом и сестрой совершил концертную поездку по Европе. Дети произвели сенсацию, они играли для вельмож и даже для королевской семьи. Его отец – Леопольд Моцарт сам занимался музыкальным воспитанием детей. Он писал для них пьесы, которые вошли в сборник Леопольда Моцарта. Туда же он вписывал произведения юного Моцарта. Сейчас прозвучат 2 менуэта из этого сборника. В те времена менуэт был самым распространенным и популярным танцем. Слушая менуэты, можно представить себе как кланяются кавалеры, а дамы грациозно приседают в реверансах.
5. Послушайте менуэт Моцарта ре минор.
Слайд 276. Менуэт фа мажор.
Музыка Моцарта загадочна и доступна. Ее очарование делает
нас мудрее.
40 симфония – одно из самых популярных произведений
Моцарта. Трепетная, выразительная, как бы молящая мелодия главной темы. Побочная партия – мечтательная, меланхолическая.
Слайд 28
7. Послушаем отрывок из симфонии №40.
Слайд 29
А сейчас мы с вами переместимся в эпоху романтизма (19век).
От слова роман – странное, фантастическое.
Посмотрите на здания этой
эпохи. Вместо простоты архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу.
Слайд 30Изменился и стиль одежды. Мужской костюм состоит из рубашки (более
прилегающей со стоячим воротником или воротником на пуговицах) длинные брюки
(светлых тонов), жилет (ярких или контрастных цветов), узкий фрак, сшитый в талию, галстук и цилиндр. Верхней одеждой служило пальто или длинный плащ. Узкие туфли. Волосы завивают.
Женская мода: Талия у платьев спускается на свое естественное место, рукава расширяются. Возвращается корсет. Изменились и дамские прически, они стали более сложными, помимо накладных локонов, их стали дополнять ленты, цветы. Наиболее популярными головными уборами были капоры.
Туфли носили без каблуков или на очень низком каблуке. Обязательным дополнением дамского костюма были перчатки и зонтик, веер.
Слайд 31
Яркие представители эпохи романтизма в музыке: Григ, Сен-санс, Шуман, Чайковский,
Глинка.
Слайд 32Эдвард Григ – норвежский композитор. В его цикле из 6
пьес «Поэтические картинки» впервые заметны национальные черты.
8. Послушаем «Поэтическую картинку №1»
Слайд 33
Детские альбомы (или альбомы пьес для детей) заняли большое место
в мире музыки. Детский альбом – своеобразная информация о жизни
ребенка. Роберт Шуман – написал свой альбом в подарок дочери, ко дню рождения. Послушайте пьесу из этого альбома.
Слайд 35Петр Ильич Чайковский свой детский альбом написал для любимого племянника
Володи Давыдова. Чайковский очень любил детей, мог часами с ними
возиться, играть.
Сейчас прозвучат 2 пьесы из этого альбома
Тихо-тихо — тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла ноги промочила,
Шею шарфом не закрыла.
Непослушная такая,
А теперь лежит больная
В мелодии слышаться стоны, мольба.
Слайд 37
«Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по дому, по
комнатам
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей
с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками …»
Слайд 38У Чайковского есть еще один цикл пьес «Времена года», где
каждому месяцу года соответствует пьеса.
12. Послушайте «Апрель - подснежник»
Слайд 39
Полька (Половинный шаг) – чешский народный танец. Ритм польки требует
быстро переступать с ноги на ногу.
13. Послушаем польку Михаила Ивановича Глинки.
Слайд 40Машина времени переносит нас в современную эпоху.
Слайд 41
Изменился ритм жизни, облик городов, костюмы людей. Изменился ритм и
гармония музыки.
Современный композитор часто обращается к созданию пьес-картинок, в названии
которых уже раскрывается содержание.
Слайд 42Современный композитор Сергей Слонимский (тоже как и Чайковский) написал детский
альбом. Послушайте 2 пьесы из этого альбома:
14. «Мультфильм с приключениями»
Отгадайте, какой
сказочный герой говорил: «"Я кровожадный, Я беспощадный, Я злой разбойник…»
Слайд 44
Яркий портрет персонажа татарских сказок – шурале – лешего можно
услышать в пьесе Ключарёва Александра Сергеевича «Леший».
Слайд 46Шурале – это низкорослое, горбатое существо. С длинными, тонкими пальцами,
длинными ногами, бородой и рогом на голове. Убивает людей щекоткой.
Отбивает лошадей из табуна и катается на них, пока они не упадут замертво. Герои сказок обманывают шурале, защемив ему пальцы в щель дерева.
17. Ключарев «Леший»
Слайд 49Спасибо за внимание. До новых встреч