Слайд 1Русская музыка
Урок музыки в 4 классе
МОУ Русско-Шойская средняя школа
Рыбаков
Андрей Геннадьевич учитель музыки.
Слайд 2Цели и задачи.
Показать детям, как в процессе развития человеческого общества
появилась и стала развиваться музыка.
Показать роль музыки в жизни человека.
Рассказать
детям, как постепенно появлялись разные жанры музыки.
Слайд 3Ход урока.
Первые музыканты – гусляры.
Народные песни.
Частушки.
Военные песни.
Танцевальные мелодии.
Создание классической музыки.
Первые
оперы и создание балета.
Слайд 4Первые певцы и музыканты.
Первыми певцами и музыкантами на Руси были
бродячие артисты и гусляры. Их ценили и уважали не меньше,
чем героев-богатырей.
После тяжелых боев, когда уставшие воины, похоронив погибших в боях воинов, оказав помощь раненым, садились отдохнуть, приглашали певцов, которые пели, поднимая дух друзьям, которым снова скоро идти в бой. Первые инструменты певцов были тогда гусли и дудочки. И называли тогда музыкантов – гуслярами, баянами.
Бояре, помещики тоже держали в своих вотчинах певцов и музыкантов, которые своими песнями и игрой прославляли своих хозяев.
В свою очередь господа тоже гордились, если артистов, которых принадлежали им, называли лучшими и приходили в гости услаждать свой слух красивым пением или музыкой.
Слайд 6Народные песни.
Жизнь народа была связана с природой и с животными,
которые всегда были вместе с ними.
Коровушку называли кормилицей, а коня
- первым помощником. Разве можно представить крестьянскую семью без этих животных. И пели о них песни «Уж как я ль свою коровушку люблю» (исполнение).
А уж сколько песен было спето про коней!
Вся жизнь крестьянина была в работе в поле. И о своем труде тоже пелись песни. Их исполняли и в хороводе «А мы просо сеяли», и просто пели песни в минуты отдыха «Я на камушке сижу» (исполнение)
А вечерами, когда мама или бабушка укладывали своих непосед спать, рождались колыбельные песни «Котя, котенька-коток» и т.д.
Слайд 8Частушки.
Частушки-веселушки. Кто их не любит! Может, не все умеют их
петь, но уж слушают все с удовольствием. Те, кто их
поют, веселят, спорят, критикуют, поддразнивают, призывают и признаются с её помощью в любви. (исполнение)
Слайд 10Военные песни.
Русь всегда была лакомым кусочком для других государств. Война
войной, но командиры понимали, как важна песня для уставших воинов.
И появились песни-марши «Солдатушки, бравы ребятушки» и др. песни. А в тылу появились песни-плачи по погибшим.(исполнить)
Слайд 11Танцевальная музыка.
Пётр 1 знаменит ещё и тем, что импортировал в
Россию бальные танцы. Теперь те, кто попадал на ассамблею, т.е
на прием к Царю должны уметь танцевать европейские танцы: фокстрот, вальс, падеспань, польку и др. (исполнить)
Слайд 12Классическая музыка.
19 – 20 века ознаменовались появлением своих композиторов. Самый
знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Его музыку до сих
пор слушают все во всех точках земного шара. В 1866 году в Москве была открыта консерватория. Одним из первых профессоров её стал Пётр Ильич Чайковский. Оперы и балеты его до сих пор ставятся в театрах разных стран мира. Всем известны оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
На конкурс имени П. И. Чайковского в Москву съезжаются пианисты многих стран мира. Премия, полученная на этом конкурсе, считается самой престижной. Важнейшая черта музыки Чайковского – это яркий выраженный национальный русский характер. Композитор хорошо знал и любил народные мотивы и напевы России.
Слайд 13Русские композиторы.
В 1836 году талантливый композитор Михаил Фёдорович Глинка написал
оперу «Жизнь за царя». Глинка взял сюжет из русской истории:
крестьянин Иван Сусанин во время войны с Польшей вызвался быть проводником вражеского отряда, завёл его в глухой лес, сам погиб, но не дал пройти неприятелю. Опера имела большой успех.
М. Ф. Глинка задумал новую оперу. За основу взял поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Витязь Руслан отправился на поиски своей невесты, которую похитил Черномор. Сюжет поэмы позволил Глинке показать картины в Древней Руси и заморских восточных стран.