Слайд 1 "Русские народные обряды
в годовом православном круге"
Урок музыки в
4 классе
Как много бед прошло над Русью,
А песня русская –
жива!
Слайд 2Цели урока
знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа.
обобщение и расширение представления
учащихся о народных праздниках и христианских православных традициях.
воспитание патриотизма, нравственности,
интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни.
развитие художественно - эстетического вкуса, культуры исполнения, слушания, игры на русских музыкальных инструментах.
Слайд 3Ты откуда, русская
Зародилась, музыка?
То ли в поле чистом,
То ли в
лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи,
откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки –
Уронили дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С песней
На Руси родились.
Геннадий Серебряков
Слайд 4 Обряд - особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир.
В
каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные
к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.
Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни.
Слайд 5Честная госпожа Масленица
Масленица Б.М.Кустодиев
Масленица обрядовый славянский праздник, самый весёлый, или
вернее – разгульный народный праздник, который дошел и до наших
времен.
Масленица
это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущая оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
Слайд 6Б.М.Кустодиев. Автопортрет
Кустодиев Б.М. Масленица. 1919 г.
Слайд 7Троица – Зелёные Святки
П.Суходольский. Троицын день
С незапамятных времен является одним
из любимейших праздников русского народа Троицын день. С ним связано
и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества.
Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Слайд 8А.Рублёв. Троица Ветхозаветная
Иконописец, художник-монументалист
1360-е-1127/30
Слайд 9 На поляне девушки плели венки из травы и цветов. Если
рядом была речка, загадывали желание: если венок не тонул, плыл
— желание исполнится; если тонул – не исполнится. Берёзку украшали лентами венками, ветки берёзы завивали венком, но не ломали их. Девушки целовались сквозь ветви березы. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями.
Б.Кустодиев. Троицын день
Слайд 10Б.Кустодиев. Троицын день
П.Суходольский. Троицын день
Слайд 11Покров - зазимье
Осенью праздновался Покров Пресвятой Богородицы — праздник, установленный
в память о событии, происшедшем в Константинополе в середине Х
века.
К городу приближалось многочисленное вражеское войско, и во время богослужения во Влахернском храме, когда весь народ молитвенно просил о Небесной помощи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вдруг увидели в воздухе над молящимися Божию Матерь, Которая распростерла Свой покров (омофор) над людьми.
Люди ободрились и бросились в атаку на врага.
Константинополь был спасен.
Разноголосый хор молящихся обращается к Небесной Владычице: «Покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла».
Слайд 13 На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав
в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания
полевых работ. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. Его отмечают с ХII века. Это первое зазимье, возможное наступление холодов и заморозков. В народе говорят: «На Покров: до обеда осень, после обеда – зима». Именно к этому времени оканчивались все полевые работы, и во многих местах начинались осенние торги, ярмарки.
Б.М.Кустодиев. Ярмарка. 1906 г.
Слайд 14Рождество Христово
А в середине зимы на Руси праздновали Рождество Христово,
его еще называют «матерью всех праздников». Значение святой рождественской ночи
столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. Потому что Иисус Христос – Дух, родившийся во плоти на Земле, чтобы принять на себя и искупить грехи человечества.
А.Рублёв. Рождество Христово. Икона. Первая половина XVв.
Слайд 15 Зимние Святки – праздник многослойный, вобравший в себя обряды и
обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями. Календарные обряды должны
были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня. По дворам ходили ряженые. Наряжались животными (козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто ещё и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или обсыпали мукой и сажей. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.
Слайд 17 Календарные ритуалы по-своему организовывали крестьянский быт. Без них мир распался
бы для крестьянина на хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые
уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт природосообразно, т.к человек во многом зависел от природы.
Слайд 18-Народные песни! Какие они разные!
Если в песне слышна неприкрытая грусть
–
Грустью, кажется, полнится воздух.
Если удаль теснит молодецкую грудь –
Пляшут вечер
и синие звёзды.
И старушка Земля всё никак не поймёт,
В чём же кроется тайна России.
То ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий песни такие.
В. Гин