Слайд 2Цель:
воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение событий истории и их
отражение в искусстве.
Задачи:
1.Познакомить с историей
Сталинградской битвы средствами художественной литературы, поэзии, музыки; 2.Воспитывать любовь к Отечеству, к героям ВОВ через искусство.
Слайд 3Гипотеза:
военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте
песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня
способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.
Слайд 4Актуальность:
военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом
ее
огромная сила.
Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее
высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны.
Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Слайд 5Объект исследования:
песни и стихи Сталинграда.
Область исследования:
литература, музыка.
Методы исследования:
изучение и
анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и
Интернет-ресурсов;
наблюдение за использованием и
исполнением военных песен
в современных массовых праздниках.
Ожидаемые результаты проекта:
учащиеся узнают,
во-первых, какие песни вели наш город к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.
Слайд 6Военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре,
отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
В
ходе работы над проектом среди учащихся 5-7 классов (34 человека) был проведён опрос на тему: «Какие песни и стихи о Сталинграде в военное время вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».
Результаты опроса мы обобщили в таблице.
Слайд 7История создания стихотворения и песни «На Мамаевом кургане тишина».
Слайд 8«Однажды я около полутора месяцев гостил у своего волгоградского друга,
композитора Григория Пономаренко, — вспоминает В. Ф. Боков. — Как-то
поехал на Мамаев курган и провел там целый день. В раздумье смотрел, наблюдал, вспоминал. И увидел стоящую на склоне легендарной высоты седую женщину, устремившую взор на Волгу. Она стояла неподвижно, как изваяние, как памятник, как скорбь, и смотрела, смотрела, смотрела на Волгу. Я не мог быть бестактным, не мог подойти к ней и спросить: «Почему вы здесь? Почему так печальны?" Видимо, она кого-то потеряла на Мамаевом кургане. Кого? Сына? Мужа? Дочь? Не знаю… Вот этот образ меня настолько потряс, что я не мог уже о нём забывать. И родилась строка «На Мамаевом кургане — тишина…» и родились другие строки».
Слайд 9Рождение песни
«Есть на Волге Утёс».
Слайд 10 «Помню, как во время одной из ночных варварских бомбёжек
города, в короткую минуту затишья, на центральной площади я слышал,
как группа людей пела широкую, как Волга, песню «Есть на Волге Утёс». Это звучало символически. Уже тогда образ города-героя приобретал конкретное воплощение в песне»
Трудно отделаться от впечатления, что оба автора независимо друг от друга рассказывают об одном и том же эпизоде, свидетелями которого им довелось быть. Они слышали, как на мелодию старинной песни «Утёс Стеньки Разина» бойцы пели другую песню, с новым, «военным» текстом.
Слайд 11«В дни жестоких боёв в Сталинграде, в августе-сентябре 1942 года,
я пробовал написать слова на мелодию старинной русской песни «Есть
на Волге утёс», придав этой крылатой фразе совершенно новое, боевое значение...
Боевые впечатления просились в стихи, и, естественно, на память приходила исконно русская песня о волжском утёсе. Строка за строкой складывался образ Сталинградского утёса, воплотившись в новые слова старого напева...
Вот и всё, что я могу сказать о рождении песни «Есть на Волге Утёс», посвященной героическим защитникам Сталинграда».
Есть на Волге утёс,
Он бронёю оброс
Что из нашей отваги куётся.
В мире нет никого,
Кто не знал бы его,
Тот утёс Сталинградом зовётся.
Слайд 13История создания известной песни «Случайный вальс»
Слайд 14 Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на
ладони
Незнакомая
ваша рука.
Слайд 15
Родилась песня в послевоенное время. Толчком к ее написанию послужило
одно событие — все жители Волгограда в память о погибших
на войне родных и близких у Мамаева кургана посадили березки. Буквально за несколько дней на месте былых сражений вырос целый парк.
Маргарита Агашина, гуляя по парку, была поражена. На деревьях висели таблички с именами людей, в память о которых будут расти березы. Особенно поэтессе запомнилась надпись «Памяти моих четырех братьев».
Вскоре Маргарита Константиновна выплеснула нахлынувшие чувства на бумагу в стихотворении «Растет в Волгограде березка». Композитор Григорий Пономаренко переложил его на музыку.
«Растет в Волгограде березка».
Слайд 17Заключение
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в
годы Великой Отечественной войны песни и стихи духовно обогащали нелёгкую
фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
Слайд 18Авторы:
ученицы 8 «в» класса МОУ Гимназия г. Краснослободска
Анастасия Косач, Анна Литвинова, Валерия Шадрова.
Руководители проекта: учитель русского языка
и литературы
Е.В. Кондратьева,
учитель музыки
А.А. Гурковская
Слайд 19Литература:
Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М.,
1988.
Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. –
М., 1975.
Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.
Баштырева С. В. Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой Отечественной войны: отражение в литературе, живописи, музыке, кинематографии» // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 529-532. — URL https://moluch.ru/archive/137/38233/ (дата обращения: 20.03.2018).