Слайд 1ТЕМА РОДИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА
учителем музыки Григорьевой С.В.
(МОБУ СОШ №20)
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор кафедры филологии
и искусства
РИПК и ППРО Надолинская Т.В.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников
является:
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представления об эстетических идеалах и о ценностях;
воспитание нравственных ценностей, которые становятся основой русского национального характера;
воспитание гордости за свою отечественную культуру, любовь и бесконечное уважение к ней.
Слайд 3I этап: ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Нужно ли детям знать произведения С.В.Рахманинова
Слайд 5ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если ребёнок изучает музыку С.В.Рахманинова, то у него формируется
представление о русской культуре:
эстетические идеалы и ценности
Слайд 6АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ (входящая)
Какие произведения С.В.Рахманинова вы знаете?
Чем
отличаются произведения С.В.Рахманинова от произведений других композиторов?
Почему в наши дни
слушают произведения С.В.Рахманинова?
Назовите главные образы произведений С.В.Рахманинова?
Какие чувства вызывает у вас музыка С.В.Рахманинова?
Слайд 8ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Проанализировать произведения С.В.Рахманинова;
Определить особенности произведений С.В.Рахманинова;
Почувствовать образ Родины
в музыке С.В.Рахманинова;
Выявить место и роль музыки С.В.Рахманинова в русской
музыкальной культуре
Слайд 9II этап: МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ
ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД
ПОИСКОВЫЙ МЕТОД
МЕТОД АНАЛИЗА И СРАВНЕНИЯ
Слайд 10РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Распределение учащихся по группам
Определение заданий по
группам:
1 группа «Вокальные произведения С.В.Рахманинова»
2 группа «Произведения для фортепиано»
3 группа «С.В.Рахманинов – композитор и дирижёр»
4 группа «С.В.Рахманинова - исполнитель»
Сбор и анализ материала
Способы презентации проекта:
выступление перед аудиторией
выступление с докладами на конференциях
публикация материалов, оформление ученических стендов
предметные недели
Слайд 11ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. С. В. Рахманинов — сайт о
жизни и творчестве, mp3-файлы,
2. О жизни и эпохе Сергея Васильевича
Рахманинова — статья о композиторе на сайте classical-musica.ru ,
3. С. В. Рахманинов: «Я ― русский композитор…», в статье «Музыка должна идти от сердца»,
4. Рахманинов Сергей Васильевич. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990. Музыкальный словарь.,
5. Эмиль Сокольский — «И у меня был край родной…» На родине Сергея Рахманинова — журнал «RELGA» № 2 (182), 01.02.2009,
6. Вера Никен — «В Новгородской области 2013-й год объявят Годом Рахманинова» — «Российская газета», 31.10.2012,
7. Брянцева В. Н. Рахманинов Сергей Васильевич. Большая советская энциклопедия (1969-1978),
8. Алексеев А. Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность — М.: Музгиз, 1954,
9. Брянцева В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966.
Слайд 12III этап
ОБРАЗ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.В.РАХМАНИНОВА
Прекрасное и вечное
чувство родины, сознательное или
безотчётное, живёт в душе каждого человека и
в
национальной памяти целого народа. У нашей родины
России- сложная история, сложная судьба. Чувство
глубокой любви к своей родине, сопричастности к её
судьбе помогало русским людям выстоять во времена
тяжёлых испытаний. Тема родины остаётся актуальной
и в наши дни, когда каждому человеку необходимо не
только определить своё место в жизни, но и осознать
свою значимость для той страны, в которой он живёт.
Слайд 13
. На всю жизнь полюбил Сергей широкую реку Волхов,
дремучие леса, бескрайние просторы полей. Вечерний звон колоколов соседнего Новгорода
плыл над деревенской тишиной. Колокола…Это было самое прекрасное. Сергей мог часами прислушиваться к их странным, призывным, неземным голосам. Сергей часто бывал с бабушкой на службах в церкви. Знакомый пономарь поднимал его на колокольню. Мальчик узнал разные звоны, имена колоколов, научился различать их по звукам. Думал ли он, что в один прекрасный день обессмертит в своей музыке перезвон российских колоколов? Впервые музыкальный образ колоколов появляется в Прелюдии до-диез минор.
Слайд 14Это стихотворение композитор посвятил своей прилюдии
«Вся жизнь- прелюдия…К чему?
Нам этой тайны
Не разгадать. Но знаю: не случайно
Проходим, содрогаясь,
мы сквозь муки
И жаждем торжества приблизить час,
Когда гармонии вселенской звуки
Волной могучею обрушатся на нас…»
Слайд 15Тема революции в музыке С.В.Рахманинова
Наступил 1901 год- первое десятилетие 20
века, века двух мировых
войн, двух революций. В эти годы русское
общество было проникнуто,
с одной стороны,- предчувствием приближающейся грозной стихии,
стихии революции, непонятной по смыслу и сущности для
большинства русских интеллигентов того времени, а с другой стороны-
страстной жаждой духовного обновления, радостным предчувствием
перемен. Неизбежность неслыханных перемен ощущали все.
Вот как об этом пишет Александр Блок:
«…И я люблю сей мир ужасный:
За ним сквозит мне мир иной-
Неописуемо прекрасный
И человечески простой»
А вот как об этом рассказывает музыка С.Рахманинова – наиграть на ф-но тему 2-го концерта для ф-но с оркестром.
Слайд 16Эмиграция
Так сложилось в жизни композитора, что он вынужден
был покинуть Родину,
находясь в полном расцвете
творческих сил. Сергей Рахманинов не принял
революцию 1917
года. Получив приглашение на
концерты в Швеции, Рахманинов в конце декабря
1917 года выехал за границу. На душе у него было
одиноко и как то жутко, точно он чувствовал, что
больше никогда не увидит свою Родину, что расстаётся
с ней навсегда…
В первые годы жизни за границей композитор совсем
не мог сочинять, он очень тосковал по Родине.
«Уехав из России я потерял желание сочинять.
Лишившись Родины, я потерял самого себя.
У изгнанника, который лишился музыкальных
корней, традиций и родной почвы не остаётся
желания творить.»
Слайд 17В эти годы Рахманинов выступает как исполнитель и завоёвывает себе
положение лучшего в мире пианиста.
Пропагандируя за океаном русскую музыку,
он давал целые концерты из произведений русских композиторов. За 3 месяца он дал 31 концерт. «У меня начали лопаться сосуды рук, образуются кровоподтёки. Дома я помалкиваю об этом».
В начале 20-х годов Рахманинов достигает прочного материального и артистического благополучия, но не обретает утраченного при отъезде из России душевного покоя. Об этом говорит наш современник – поэт Михаил Пляцковский:
«Во фраке и манишке накрахмаленной
Сосредоточен, строг и напряжён,
Играл Сергей Васильевич Рахманинов
В нью-йоркском зале. Публике чужой.
И чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг,
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук
Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
Оторванный от родины своей,
Он вспоминал цветастый луг некошеный
И русский лес, где щёлкал соловей.
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь…
И так ему хотелось вслед за звуками
В родимую Россию улететь!»
Слайд 18Великая Отечественная война
Весть о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз
сильно
взволновала композитора. Продвижение фашистских
полчищ вглубь страны, война, уносившая каждый день
тысячи
жизней - всё это мучило и угнетало Сергея Васильевича. Он
переживал как свою боль страдания Родины. Вскоре Рахманинов
принял решение открыто выступить в поддержку России и
объявил в печати о концерте, весь сбор с которого будет передан в
фонд Красной Армии. «От одного из русских посильная
помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить,
верю в полную победу!»
Слайд 19Это был не единственный концерт, сбор с которого композитор передал
советскому
народу, героически сражавшемуся за свободу и
независимость своей Родины.
Несмотря на прогрессирующую
болезнь, превозмогая сильные боли, 69
летний музыкант мужественно продолжал выступать. Однажды, во
время концерта у него случился такой серьёзный приступ, что он не
смог подняться со стула без посторонней помощи. Пришлось опустить
занавес и увести его со сцены. И всё же за шесть недель до смерти
измученный болезнью Рахманинов выступал в Чикаго. «Я играю для
России!»
Слайд 20IV этап: РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе исследования был проведен анализ, в
котором выявлено, что учащиеся научились:
определять роль и место музыки
С.В.Рахманинова в музыкальной культуре России;
понимать образный язык музыки С.В.Рахманинова ;
определять виды и жанры музыки С.В.Рахманинова ;
сопоставлять, сравнивать классическую и современную музыку.
Слайд 21АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ (итоговая)
Выбери из предложенного ряда характерные
особенности музыки С.В.Рахманинова: мелодичность, гармония, мужественность, стремительность, красота.
Перечисли жанры музыки
С.В.Рахманинова?
Назовите самые известные вокальные произведения С.В.Рахманинова?
Назовите самые известные инструментальные произведения С.В.Рахманинова?
Слайд 23ВЫВОДЫ
На основании результатов данного исследования доказано, что без духовных ориентиров
и нравственных ценностей человек не может жить в современном мире.
Обосновано, что произведения С.В.Рахманинова представляют собой общечеловеческую ценность: стремление к духовности, восстановлению национальных традиций.
Выявлено, что в своей музыке С.В.Рахманинов не только воплотил образ Родины своего времени и не только поведал нам о своей любви к ней, но и завещал вам любить и беречь родную природу, многовековые традиции нашей страны.
Слайд 24ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА
Разрабатывать дальнейшие перспективы и пути духовного роста подрастающего поколения.
Обновлять
содержание Программ
Участвовать в предметных неделях
Выступать на конференциях